Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
22 ноября
2 729

Звездное гало Млечного Пути оказалось вытянутым

5.6

Яркую плоскость нашей Галактики окружает практически невидимое гало. Принято думать, что это сфера, однородно заполненная темной материей, газом и редкими звездами. Однако новые наблюдения показывают, что гало вытянуто и наклонено от плоскости Млечного Пути. Это может быть связано со слиянием нашей Галактики с карликовой соседкой миллиарды лет назад.

©Melissa Weiss, Center for Astrophysics, Harvard & Smithsonian

Видимая часть нашей Галактики образует плоский диск с рукавами. Его окружает обширное разреженное гало, состоящее из старых звезд, горячего газа и темной материи. Считается, что гало имеет симметричную сферическую форму. Однако новая работа ученых из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики опровергает эти представления. Судя по ее результатам, гало вытянуто и наклонено относительно плоскости Млечного Пути, что стало результатом долгой и непростой эволюции Галактики. Статья Чарли Конроя (Charlie Conroy) и его коллег опубликована в The Astronomical Journal.

В гало доминирует невидимая темная материя, на которую приходится большая часть массы Галактики. Звезд там совсем немного, около одного процента от всего звездного населения Млечного Пути. Именно звездное гало позволяет оценить размеры и форму всего галактического гало. Чтобы рассмотреть его, ученые использовали новые астрометрические данные, которые были получены космическим зондом Gaia, а также во время обзора Н3, проведенного наземным телескопом ММТ. Эти наблюдения с высокой точностью определили положения и движения сотен тысяч звезд, входящих в гало Млечного Пути.

Объединив данные из обоих источников, астрономы показали, что гало далеко не так симметрично и однородно, как считали до сих пор: оно вытянуто и наклонено к плоскости Галактики. По мнению ученых, такая форма лучше согласуется с нашими представлениями о прошлом и эволюции Млечного Пути. Прежде всего она связана с его столкновением с карликовой галактикой GSE, которое произошло семь-десять миллиардов лет назад. Именно остатки GSE составляют большинство звезд галактического гало Млечного Пути.

Сливаясь с ним и разрушаясь, GSE успела совершить два оборота по своей орбите, теряя чуть большее число звезд в апоцентрах — точках, максимально удаленных от центра. Это привело к образованию гало вытянутой формы. Его наклонение относительно плоскости Млечного Пути, по-видимому, отражает угол, под которым произошла встреча двух галактик. Наконец, тот факт, что гало за прошедшие миллиарды лет не приобрело сферическую форму и не сместилось к плоскости Галактики, ученые связывают с тем, что невидимое гало темной материи тоже наклонено и вытянуто.