Астрономы оценили число межзвездных астероидов в Солнечной системе

Астрономы оценили число межзвездных астероидов в Солнечной системе

По новой оценке, в Солнечной системе могут находиться тысячи довольно крупных астероидов из других систем, создавая массу возможностей для распространения жизни по Вселенной.

oumuamua0

В конце прошлого года астрономы впервые в истории наблюдали астероид, прилетевший в Солнечную систему с другой звезды. Объект Оумуамуа пронесся мимо на большой скорости, не дав возможности внимательно его изучить, хотя даже краткие наблюдения позволили опровергнуть гипотезу о том, что тело является инопланетным космическим кораблем.

Однако недавняя работа Ави Лёба (Abraham Loeb) и Манасви Лингама (Manasvi Lingam) дает надежду на новую встречу с подобными объектами – и заставляет по-новому взглянуть даже на происхождение жизни на Земле. Статья, которую гарвардские астрономы представили в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org, показывает, что в Солнечной системе должны находиться тысячи «внесолнечных астероидов».

Ученые опирались на предыдущую оценку количества свободно летающих объектов, данную астрофизиками Гавайского университета, и смоделировали способности притяжения Солнца и Юпитера «улавливать» их. Авторы заключили, что в каждый конкретный момент времени в Солнечной системе могут находиться тысячи таких тел, в том числе несколько десятков – километровых размеров. Аналогичные расчеты были проведены и для двойной системы Альфа Центавра – она оказалась способна «улавливать» даже целые планеты размером с Землю, которые также могут выбрасываться из своих систем и отправляться в свободный межзвездный полет.

Эти выводы позволяют вспомнить о гипотезе панспермии – распространения жизни, возникшей на одной из планет, на другие тела и даже в другие звездные системы. Если примитивные микробы или даже отдельные молекулы нуклеиновых кислот окажутся под защитой толстых слоев породы или льда, то теоретически они смогут выдержать длительное и трудное космическое путешествие, пока не столкнутся с другой подходящей планетой. Лёб и Лингам даже оценили вероятность такого столкновения для Земли.

По оценке ученых, порядка 400 межзвездных объектов диаметром 100 и более метров, а также около десятка объектов размерами более километра, могли успеть столкнуться с нашей планетой еще до старта абиогенной эволюции – момента, который относят ко времени примерно 3,8 млрд лет назад. По мнению авторов, это открывает «третий путь» для поисков внеземной жизни: помимо наблюдений тел Солнечной системы и экзопланет, помимо отправки к ним космических миссий, мы можем исследовать межзвездные астероиды, возможные «разносчики» жизни по Вселенной.