Аномалии развития указали на распространенность инбридинга у древних людей — Naked Science

Аномалии развития указали на распространенность инбридинга у древних людей

Анализ деформаций костей у останков людей эпохи палеолита указал на их генетическую природу: изолированное существование и близкородственные скрещивания стимулировали появление аномалий.

femur0

Многие ученые, исследующие скелеты наших предков, которые жили в Евразии во время плейстоцена, давно заметили, что они отличаются обилием дефектов развития. Бедренные кости возрастом более 10 тысяч лет, найденные в Китае (Тяньюань), России (Сунгирь) и Чехии (Дольни-Вестонице), аномально изогнуты (см. иллюстрацию к статье). Обнаруженный в израильской пещере Кафзех череп ребенка деформирован, как при гидроцефалии. Список можно продолжать, и американский антрополог Эрик Тринкаус (Erik Trinkaus) решил, что все это не случайность.

В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, Тринкаус обобщает исследования скелетных аномалий у 66 различных останков представителей Homo, найденных на территории Евразии и датированных возрастом до 200 тысяч лет назад. На всех них ученый насчитал 75 скелетных аномалий и решил проверить, насколько часто они встречаются у современных людей. И действительно, большая часть — около 2/3 — всех таких дефектов сегодня обнаруживаются менее чем у одного процента жителей Земли, еще некоторое количество и вовсе не удается соотнести с каким-либо современным синдромом.

Существуют разные гипотезы, объясняющие такое количество аномалий скелета у найденных останков. Например, таких «неправильных» людей наши предки могли воспринимать мистически, делать шаманами и погребать с особенной тщательностью, что позволило их костям сохраняться в большей мере. Возможно, дефектов было больше просто в силу нехватки разнообразного питания у беременных и кормящих матерей.

Однако Тринкаус обратил внимание на важную деталь: дефекты, связанные с нехваткой тех или иных веществ (например, рахит), охватывают обычно организм целиком, тогда как у останков особенно распространены аномалии, затрагивающие лишь одну сторону или часть тела. Часть этих аномалий характерны для известных современной медицине генетических нарушений, и по крайней мере в одном случае рядом обнаруживаются несколько останков с такими следами, что может говорить об их родственных связях.

Считается, что человеческие популяции в то время — до неолитической революции — оставались редкими и разреженными, вели жизнь в сравнительной изоляции друг от друга. Генетическое разнообразие не подпитывалось активным обменом ДНК: Тринкаус предполагает, что в силу этих причин наши предки не могли не вступать в близкородственные связи. Сегодня практически у всех сообществ на такие браки наложено строжайшее культурное табу, но в те далекие годы выбирать было практически не из кого.

Инбридинг способствовал накоплению вредных мутаций, потому многие сообщества могли постоянно страдать из-за генетических болезней. И, судя по всему, для них это не было редкостью, и они пытались бороться с такими болезнями. «Ребенок из Кафзеха прожил с гидроцефалией до возраста трех-четырех лет, — говорит ученый. — Стоит вспомнить, что было это 100 тысяч лет назад — это просто удивительно».

Эксперименты показали, что кошки могут передавать SARS-CoV-2 друг другу, что создает новый и потенциально важный канал распространения вируса и среди людей — через их домашних животных.

На поверхности Ганимеда, самого большого спутника во всей Солнечной системе, обнаружены следы самого большого ударного кратера, диаметр которого достигает 7800 километров.

Во многих из нас с рождения заложены качества, которые помогают лучше конкурировать в обществе: красота, интеллект, эффектная внешность или физическая сила. Из-за успехов генетики начинает казаться, что скоро нам станет доступно то, что ранее не было подвластно, – «проектировать» людей еще до их рождения. Задавать нужные качества, если они не даны природой, предопределяя столь нужные в жизни возможности. Так мы поступаем с машинами и другими неодушевленными предметами, но сейчас, когда геном человека расшифрован и мы уже учимся его редактировать, кажется, что мы все ближе к появлению так называемых «дизайнерских», «спроектированных» детей. Так кажется или это вскоре станет реальностью?