Адаптацию собак к крахмалу связали с неолитической революцией — Naked Science

Адаптацию собак к крахмалу связали с неолитической революцией

Международная группа ученых обнаружила, что дополнительные копии гена, который помогает усвоению крахмала, появились у собак параллельно с развитием сельского хозяйства. Результаты работы представлены в журнале Royal Society Open Science.

По последним данным, собаки (Canis lupus familiaris) были одомашнены более 15 тысяч лет назад. Спустя примерно 5 тысяч лет, в неолите, человеческие общины начали переходить от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. Такой переход должен был изменить геном собак: для выживания им, первоначально питавшимся исключительно мясом, было необходимо приспособиться к рациону, богатому зерновыми.

Такие изменения связываются с геном Amy2B, который помогает переваривать крахмал. Прежние исследования показали, что в геноме собак содержится от четырех до 30 копий этого гена, тогда как у волков (Canis lupus) их только две. При этом период возникновения дополнительных копий Amy2B у собак до сих пор оставался неизвестным. По одной из теорий, они могли возникнуть в последние несколько столетий.

В своей работе ученые из Уппсальского университета (Швеция) и других учреждений проанализировали останки 88 псовых, которые были обнаружены на 30 археологических стоянках в России, Западной Европе, Туркменистане и других регионах. Образцы (кости и зубы) были отнесены к периоду от позднего палеолита (40–10 тысяч лет назад) до Бронзового века и сопоставлялись с останками псовых, которые жили от 100 тысяч до 26 тысяч лет назад.

Стоянки, где были найдены останки с различным количеством копий Amy2B: две (белые), до восьми (серые), более восьми (черные) копий. / © Morgane Ollivier, Royal Society Open Science, 2016

Результаты показали, что в большинстве позднейших образцов количество копий Amy2B превышает две. Четыре копии гена были найдены в останках из Румынии, Эстонии, Туркменистана, севера Франции; от шести до восьми и более копий — в образцах из Швейцарии, Румынии, севера Франции. Четыре образца с числом копий более восьми поступили из регионов Европы и Южной Азии и жили в период от 7 до 5 тысяч лет назад.

По словам ученых, распространение Amy2B в это время наблюдалось и у человека. Развитие сельского хозяйства привело к пятикратному увеличению копий гена, что позволило собакам выжить и мигрировать вместе с человеческими общинами, питаясь остатками его пищи. Вместе с тем у динго (Canis lupus dingo) — вторично одичавшей собаки — есть не более двух копий Amy2B. Такое же количество копий зафиксировано у сибирского хаски.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.