Адаптацию собак к крахмалу связали с неолитической революцией — Naked Science

Адаптацию собак к крахмалу связали с неолитической революцией

Международная группа ученых обнаружила, что дополнительные копии гена, который помогает усвоению крахмала, появились у собак параллельно с развитием сельского хозяйства. Результаты работы представлены в журнале Royal Society Open Science.

По последним данным, собаки (Canis lupus familiaris) были одомашнены более 15 тысяч лет назад. Спустя примерно 5 тысяч лет, в неолите, человеческие общины начали переходить от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. Такой переход должен был изменить геном собак: для выживания им, первоначально питавшимся исключительно мясом, было необходимо приспособиться к рациону, богатому зерновыми.

Такие изменения связываются с геном Amy2B, который помогает переваривать крахмал. Прежние исследования показали, что в геноме собак содержится от четырех до 30 копий этого гена, тогда как у волков (Canis lupus) их только две. При этом период возникновения дополнительных копий Amy2B у собак до сих пор оставался неизвестным. По одной из теорий, они могли возникнуть в последние несколько столетий.

В своей работе ученые из Уппсальского университета (Швеция) и других учреждений проанализировали останки 88 псовых, которые были обнаружены на 30 археологических стоянках в России, Западной Европе, Туркменистане и других регионах. Образцы (кости и зубы) были отнесены к периоду от позднего палеолита (40–10 тысяч лет назад) до Бронзового века и сопоставлялись с останками псовых, которые жили от 100 тысяч до 26 тысяч лет назад.

Стоянки, где были найдены останки с различным количеством копий Amy2B: две (белые), до восьми (серые), более восьми (черные) копий. / © Morgane Ollivier, Royal Society Open Science, 2016

Результаты показали, что в большинстве позднейших образцов количество копий Amy2B превышает две. Четыре копии гена были найдены в останках из Румынии, Эстонии, Туркменистана, севера Франции; от шести до восьми и более копий — в образцах из Швейцарии, Румынии, севера Франции. Четыре образца с числом копий более восьми поступили из регионов Европы и Южной Азии и жили в период от 7 до 5 тысяч лет назад.

По словам ученых, распространение Amy2B в это время наблюдалось и у человека. Развитие сельского хозяйства привело к пятикратному увеличению копий гена, что позволило собакам выжить и мигрировать вместе с человеческими общинами, питаясь остатками его пищи. Вместе с тем у динго (Canis lupus dingo) — вторично одичавшей собаки — есть не более двух копий Amy2B. Такое же количество копий зафиксировано у сибирского хаски.

В США прошла презентация концепта скоростного вертолета Defiant-X. Машина выполнена на базе Sikorsky-Boeing SB-1 Defiant, совершившего первый полет в 2019 году.