Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
12 октября
24 296

Ученые узнали, почему мы не смеемся от щекотания самих себя

5.4

Немецкие нейробиологи рассказали, как мозг реагирует на попытку человека пощекотать самого себя. А еще выявили самые «щекотливые» участки нашего тела.

Ученые узнали, почему мы не смеемся от щекотания самих себя / ©Getty images

Люди — не единственные млекопитающие, которые подвержены реакции на щекотку. Она встречается у дельфинов, собак, крыс и шимпанзе. Тем не менее о таком в буквальном смысле смешном вопросе, как щекотка, наука знает немного. До сих пор, например, не ясно, почему одни прикосновения вызывают у нас смех, в то время как другие крайне неприятны.

Непонятно и то, почему одни люди боятся щекотки, а другие не реагируют на нее, по какой причине одни участки нашего тела более чувствительные к прикосновениям, а остальные — менее. Но самая интригующая загадка: почему мы не смеемся от щекотания самих себя?

Ответ на этот, казалось бы, «детский» вопрос, потребовал целого исследования, проведенного учеными из Бернштейновского центра вычислительной нейронауки (Германия). Его результаты представлены в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B. В «щекотливом» эксперименте нейробиологов участвовали 12 добровольцев.

Исследование предполагало несколько этапов. Поначалу участников попросили обнажить подмышки и ступни для того, чтобы их партнеры могли их пощекотать. Перед этим добровольцам дали некоторое время на знакомство друг с другом. Весь процесс снимали на камеры: одна была направлена на лицо, другая — на ту часть тела, которую должны были щекотать.

Изучая эти видео, ученые выяснили, что первой реакцией на щекотку, как и ожидалось, было изменение выражения лица. Примерно через 300 миллисекунд начала формироваться улыбка, за которой следовало изменение дыхания. Еще 200 миллисекунд спустя испытуемые начинали смеяться. Затем добровольцев просили оценить, насколько им было щекотно, когда прикасались к тем или иным участкам тела. Самыми «щекотливыми» оказались ступни.

Во второй части эксперимента участников просили щекотать самих себя, пока то же самое с ними делал партнер. И вот здесь исследователи обнаружили интересный момент: вокализация смеха при прикосновении к тем же участкам тела, что в первой части эксперимента, уменьшалась: люди реагировали на щекотку другим человеком меньше, если при этом «помогали» ему.

По предположению ученых, такой эффект связан с тем, что во время прикосновений к собственному телу наш мозг рассылает по нему сигналы, временно подавляющие чувствительность к прикосновениям. В противном случае мы хихикали бы, надевая носки или почесывая подмышки.

Кстати, люди с так называемым бредом воздействия способны смеяться даже от собственных прикосновений. Это расстройство характеризуется тем, что человеку кажется, будто не он управляет своими действиями, а кто-то другой (спецслужбы, инопланетяне и так далее). К этому же синдрому относят бред психологического воздействия («голоса в голове»).