10.03.2021
Мария Кривоченко
8 101

Ученые объяснили, почему возникает «эффект дверного проема»

2.5

Оказалось, всему виной — многозадачность. Человек может одновременно держать в уме ограниченное количество задач, а если к ним добавляется еще одна, память перегружается — и он забывает о некоторых делах, когда приходит в другое место.

Кадр из фильма «Игры разумов»

Представьте, что вы смотрите любимый фильм и решаете сходить на кухню за едой. Но когда приходите на кухню, внезапно останавливаетесь и спрашиваете себя: «А зачем я здесь?» Такие провалы в памяти могут показаться случайными. Но исследователи называют виновником «эффект дверного проема».

Комнаты представляют собой границу между одним контекстом, например гостиной, и другим — кухней. Если память перегружена, граница «вымывает» последние задачи — и человек забывает, зачем пришел в новое место.

Группа австралийских ученых решила внимательнее изучить этот эффект. Они отобрали 29 добровольцев, на которых надели VR-гарнитуры и попросили переходить из комнаты в комнату в виртуальной среде. Во время эксперимента участники должны были запоминать предметы: желтый крест, синий конус и так далее, лежащие на «столах». Иногда предметы находились в одной комнате, а иногда испытуемым приходилось переходить из помещения в помещение, чтобы отыскать все.

Оказалось, дверные проемы никак не помешали респондентам. Они одинаково успешно запоминали фигуры независимо от того, находятся в одной комнате или в разных.

Затем ученые повторили эксперимент. В этот раз они отобрали 45 участников и попросили их одновременно с поиском предметов выполнять задание на счет. И «эффект дверного проема» сработал. Добровольцы ошибались в счете или забывали о предметах, когда переходили из комнаты в комнату. Ученые пришли к выводу, что второе задание перегружало память и вызывало в ней «пробелы», когда люди пересекали дверной проем.

В третьем эксперименте уже 26 участников смотрели видео, снятое от первого лица. Оператор перемещался по коридорам университета, а респонденты должны были запоминать фотографии бабочек на стенах. В четвертом эксперименте ходили по этому маршруту самостоятельно. Исследователи заметили, что в этих случаях «эффект дверного проема» опять отсутствовал. То есть, когда у человека нет дополнительных задач, пересечение границ не играет никакой роли.

Результаты работы, опубликованной в журнале BMC Psychology, показали: чем более многозадачен человек, тем выше вероятность того, что «эффект дверного проема» сработает. Это происходит потому, что мы можем держать в уме только определенное количество информации. И рабочая память перегружается, когда мы отвлекаемся на что-то новое.

По словам ученых, человек способен забывать какие-то задачи не только в «дверном проеме». Мозг «сегментирует события» постоянно (так он лучше обрабатывает информацию), и эффект проявляется в разных условиях. А чтобы его избежать, нужно контролировать количество задач, которыми мы заняты, и фокусироваться на делах.