30.12.2021

Рыбы оказались способны «гнать волну», защищаясь от нападения птиц

5.5

Мексиканские рыбы пецилии образуют многочисленные стаи и в момент опасности начинают синхронно двигаться, создавая рябь, которая сбивает с толку хищников.

Пецилии собираются косяками, насчитывающими многие тысячи особей
Пецилии собираются косяками, насчитывающими многие тысячи особей / ©Juliane Lukas / Автор: Telestis Scaevinius

Подобно тому, как болельщики на трибунах скоординированно двигаются, создавая «волну», умеют вести себя и рыбы. Действуя совместно стаями из многих тысяч особей, они создают на поверхности воды волны, сбивая с толку хищных птиц и снижая результативность их атак. Об этом Йенс Краузе (Jens Krause) и его коллеги из берлинского Института пресноводной экологии и рыбоводства имени Лейбница пишут в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Ученые работали в экспедиции поблизости от города Теапа на юге Мексики. Там находятся вулканические источники Банос-дель-Асуфре, вода в которых не слишком подходит для жизни рыб: кислорода она содержит мало, зато богата токсичным сероводородом. Однако необычные рыбы Poecilia sulphuraria приспособились и к таким условиям. Эти пецилии, дальние родственники карпов, достигают всего пары сантиметров, зато встречаются во множестве, иногда собираясь стаями до 100 тысяч особей.

©SciTechDaily, Doran et al, 2021

Неудивительно, что подобное изобилие привлекает хищных птиц, тем более что пецилии держатся поближе к поверхности, где кислорода больше. Наблюдая за их охотой, ученые и заметили необычное коллективное поведение. Увидев приближение птицы, рыбы начинают двигаться, словно болельщики на трибунах, и «гонят волну». Иногда такое поведение продолжалось до двух минут, и биологи решили разобраться, с чем оно связано.

Подозрение о том, что волны помогают защититься от хищников, возникло сразу. Поэтому ученые проследили, как волны сказываются на эффективности их атак, и действительно обнаружили, что нападения оказываются не столь результативными. «Иногда птица просто улетала, не пытаясь повторить атаку», — отметила Каролина Доран (Carolina Doran), одна из авторов работы. Правда, подобная тактика срабатывала не для всех хищников. Например, питанги, которые охотятся без нырков всем телом, действуя под водой лишь клювом, продолжали благополучно питаться, невзирая на волны и рябь.