7 апреля
Александра Медведева
1 286

Ископаемые следы позволили восстановить необычную походку хромого динозавра

4.1

Исследуя ископаемые следы, обнаруженные в испанском районе Лас-Хойас, ученые узнали, что оставивший их крупный динозавр имел травму стопы. Повреждение изменило его походку точно так же, как похожая травма меняет шаг современных птиц, потомков древних тероподов, и, вероятно, не повлияла на его выживаемость.

Следы динозавра
Следы динозавра/ © Автономный университет Мадрида

Ископаемые следы представляют собой отличный источник информации о поведении вымерших животных. Ученые из Автономного университета Мадрида (Испания) обнаружили в районе Лас-Хойас цепочку следов динозавра возрастом около 129 миллионов лет. Следы принадлежали крупному тероподу, но исследователям не удалось определить его вид. Однако находка, описанная в журнале PLOS One, имела другую интересную особенность.

На месте участка со следами 129 миллионов лет назад был илистый берег пруда, где вырос бактериальный мат. Вероятно, динозавр пересекал мелководье, направляясь к воде. Консистенция и пластичность среды, по которой он ступал, отлично сохранили отпечатки его ног, позволив ученым исследовать детали. Дорожка следов включала шесть отпечатков. Оставивший их динозавр, как и большинство тероподов, перемещался на двух ногах. Высота его бедра, вероятно, составляла около двух метров, а вес мог достигать пяти тонн.

Ученые использовали различные методы моделирования для описания походки динозавра, а также сравнивали отпечатки его ног со следами других животных. Уникальным открытием стало различие следов правой и левой ноги. Правая конечность имела три пальца, в то время как на левой внутренний палец был представлен лишь коротким отпечатком неправильной формы. Вероятно, повреждение стало результатом травмы или деформации пальца.

Эта патология отразилась на походке динозавра. Следы располагались на слишком большом расстоянии, нехарактерном для тероподов. Некоторые изменения следов правой ступни также свидетельствовали о том, что динозавр при ходьбе сильнее опирался на здоровую ногу. Таким образом, он изменил походку, чтобы компенсировать травму пальца.

Подобные деформации пальцев и аналогичная компенсирующая походка часто наблюдаются и у современных птиц, ближайших родственников древних тероподов. Несмотря на различия в размерах и огромную разницу во времени существования, эти родственные животные демонстрируют сходные адаптации в ответ на похожие травмы. Вероятно, патология не отразилась на жизнеспособности динозавра — так же, как она часто не мешает выживать птицам.