30.10.2020
4 916

Различные типы собак существовали уже 11 тысяч лет назад

4.2

Международная команда ученых провела анализ ДНК останков древних собак и выяснила, что 11 тысяч лет назад существовало по крайней мере пять типов собак.

Различные типы собак существовали уже 11 тысяч лет назад / ©www.zastavki.com

Работа опубликована в журнале Science. Домашние собаки произошли от общего с современными серыми волками предка — и те, и другие относятся к семейству псовых или канид (Canidae). Генетическая дивергенция волка и собаки произошла, по разным данным, примерно от 20 до 40 тысяч лет назад, а собственно одомашнивание — более 15 тысяч лет назад.

Разумеется, этот процесс случился не в одночасье, а начался со времени совместного существования предков собак и людей. Собаки — точнее, их волкоподобные предки — самые древние животные — компаньоны человека: они сопровождают людей уже более 30 тысяч лет.

Ученые из разных стран, в том числе из Института археологии РАН, Северо-Восточного федерального университета, Музея ледникового периода, Томского государственного университета, Зоологического института РАН (Россия), а также из Института Фрэнсиса Крика, Оксфордского (Великобритания) и Венского (Австрия) университетов, секвенировали древнюю ДНК 32 особей собак, часть из которых датируется 11 тысячами лет назад. Останки происходили из Европы, Сибири и с Ближнего Востока — исследователи работали с музейными образцами.

Ученые выяснили, что до того момента, как были одомашнены все другие животные, существовало как минимум пять различных типов собак с разными генетическими предками: из Леванта, Карелии, Прибайкалья, Америки и Новой Гвинеи. Эти пять линий, возникших более 11 тысяч лет назад, представляют большее разнообразие, чем специалисты идентифицировали до этого.

Позже эти типы перемешивались между собой и перемещались, в результате чего «получилась современная собака». Дело в том, что во время миграций люди почти всегда брали собак с собой. Об этом также свидетельствуют данные генетики. Впрочем, иногда человеческие популяции сменяли друг друга, а собаки — нет. Как предполагают ученые, это объясняется тем, что собаки могли быть ценным товаром для торговли.