А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
20.09.2021
4 191

Пермское вымирание связали с цветением водорослей

4.7

Ученые из Швеции и США изучили летописи австралийских окаменелостей и пришли к выводу, что самому крупному массовому вымиранию в истории планеты, вероятно, «помогло» цветение водорослей в пресных водоемах, которые отравили токсинами живые организмы.

Пермское вымирание связали с цветением водорослей / ©phys.org

Пермское вымирание считается самым крупным в истории Земли. Оно случилось около 252 миллионов лет назад и привело к исчезновению 96 процентов всех морских видов и 73 процентов наземных позвоночных. Это была единственная массовая гибель насекомых, в результате которой исчезли порядка 57 процентов родов и 83 процента видов этих существ.

Причины пермского вымирания до сих пор обсуждают, и общепринятой точки зрения нет. Вероятно, на Великое вымирание повлияли ряд факторов, среди которых — извержение вулканической породы, столкновение Земли с астероидом, выброс метана со дна моря, изменение климата и множество других.

Международная команда исследователей, в которую вошли специалисты из Шведского музея естественной истории и Университета Небраски в Линкольне (США), нашла еще одну возможную причину пермской катастрофы. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications. Авторы считают, что вымиранию способствовало цветение водорослей в водоемах, которые отравили своими токсинами все живое.

К такому выводу исследователи пришли, изучив окаменелости и геологию австралийских горных пород. Оказалось, вскоре после извержения вулканических пород — которые, возможно, запустили массовое вымирание в конце перми — произошло несколько вспышек цветения водорослей в пресных водоемах.

Дело в том, что в здоровой экосистеме микроскопические водоросли и цианобактерии поставляют кислород животным, обитающим в воде. Кислород — побочный продукт их фотосинтеза. Но когда численность таких водорослей выходит из-под контроля, свободного кислорода становится меньше — и выделяются токсины. Вероятно, обильному цветению водорослей способствовало повышение температуры воды в результате извержения вулканической породы.

Интересно, что ученые выявили подобную закономерность для других массовых вымираний, связанных с потеплением климата, сравнив летописи окаменелостей и для них. Засорение пресных водоемов водорослями, по мнению исследователей, так или иначе сопровождало периоды экстремального потепления. Авторы работы считают, что это повод задуматься над реалиями сегодняшнего дня и связанного с ним глобального изменения климата.