Величайшее вымирание в истории Земли связали с ядовитыми газами — Naked Science

Величайшее вымирание в истории Земли связали с ядовитыми газами

Едва не погубившее жизнь на планете Пермское вымирание стало особенно массовым из-за разрушения озонового слоя галогенами Сибирских траппов.

permian_extinction

Массовое пермское вымирание, произошедшее около 252 миллионов лет назад, стало самым суровым во всей истории жизни на Земле. Масштабные кислотные дожди изменили химический состав океанов, деградировал озоновый слой. Считается, что всего за несколько десятков тысяч лет биосфера потеряла больше 90 процентов всех морских организмов и больше 70 процентов жителей суши. «Великое» вымирание открыло дорогу развитию архозавров, прежде всего динозавров.

Его причиной часто называют масштабное и многолетнее излияние Сибирских траппов, которые наполнили атмосферу парниковыми и просто токсичными газами, вызвав глобальную климатическую катастрофу. Эту гипотезу подтвердила новая работа Майкла Бродли (Michael Broadley) и его коллег, опубликованная в журнале Nature Geoscience.

Авторы исследовали содержание галогенов в застывшей магме Сибирских траппов, датированной периодом от 100 миллионов лет до Пермского вымирания до 100 миллионов лет после. Эти элементы — фтор, хлор, бром, йод, астат —токсичны и в чистом виде, и в составе многих летучих соединений, включая фтор- и хлорводород. Они могли сыграть особую роль в том, что Пермское вымирание стало настолько масштабным.

В самом деле, ученые показали, что до времени вымирания литосфера древних Сибирских траппов содержала большие количества галогенов. Они накопились здесь еще в предыдущие геологические эпохи, в ходе осадочных процессов, но за период вымирания их количество упало на 70 процентов. Насыщение атмосферы этими газами могло сделать ее токсичной, усилить парниковый эффект и климатические изменения.

Хуже всего, что реакции галогенов в верхних слоях атмосферы могли привести к деградации озонового слоя, открыв поверхность планеты и всех ее обитателей действию гибельной космической радиации. Под ней высвобождение галогенов могло лишь усилиться, запустив цикл с положительной обратной связью, который быстро привел к климатической катастрофе и почти полному исчезновению жизни на Земле.