Какие профессии востребованы сегодня?
2 июня
УрФУ

В УрФУ узнали, что лишайники адаптируются к субстрату, на котором растут

4.5

Химический состав лишайников зависит от основы (субстрата), на которой они растут. Вероятно, таким образом лишайники адаптируются к неблагоприятным условиям — высокого уровня кислотности (низкий рН) или наличия токсичных металлов. Новое свойство этих организмов обнаружили биологи Уральского федерального университета, которые исследовали более 740 видов лишайников. Образцы собрали с горных пород и деревьев — ели, сосны, березы, ольхи, осины, тополя — Среднего Урала.

В УрФУ узнали, что лишайники адаптируются к субстрату, на котором растут / ©Getty images

Лишайники — это симбиоз гриба, одноклеточных водорослей и/или цианобактерий. Они первыми поселяются в бесплодных местах и образуют первичную почву. Практическое применение лишайников крайне разнообразно. Они являются кормом для животных (олени, маралы, косули, лоси), служат сырьем для производства красителей, фиксатором запаха в парфюмерии.

В Японии листоватый лишайник Умбиликария съедобная — настоящий деликатес. В некоторых странах лишайники добавляют в тесто, из которого пекут хлеб. Их используют и в народной медицине для лечения кожных заболеваний, легких, сердца и так далее. А еще лишайники используют в экологическом мониторинге: благодаря высокой чувствительности к химическим загрязнителям они не растут на загрязненной территории.

Как поясняют биологи УрФУ, у лишайников, произрастающих на субстратах с разными химическими свойствами, отличается спектр вторичных метаболитов. Вторичные метаболиты — это своеобразные «биохимические инструменты», с помощью которых организм защищается и выживает в стрессовых условиях. Первичные метаболиты есть и у животных, и у растений, вторичные — только у растений. Так, чтобы спастись, животные убегают, а растения вырабатывают определенный набор вторичных метаболитов, которые наделяют их защитными свойствами (вкус, запах, цвет) и позволяют выжить в засуху, при высокой температуре, распространении инфекций и так далее.

Доцент кафедры биоразнообразия и биоэкологии УрФУ Александр Пауков / ©Пресс-служба УрФУ

У лишайников вторичные метаболиты накапливаются в больших количествах. Они не участвуют в процессах обмена веществ, роль многих метаболитов в жизнедеятельности лишайников не ясна. Закономерности их образования ученые по всему миру только начинают изучать. «Лишайники содержат 800–1050 вторичных метаболитов или “лишайниковых кислот”, включая фенольные соединения, стероиды, терпеноиды и другие.

Образец лишайника из лаборатории Александра Паукова / ©Пресс-служба УрФУ

Так, одни вторичные метаболиты придают лишайникам более высокую устойчивость к кислотности. Другие — наделяют их устойчивостью к высоким концентрациям тяжелых металлов в субстрате. Одновременно некоторые из них обладают противомикробными свойствами, что также способствует выживанию, особенно для медленнорастущих лишайников.

“Лишайниковые кислоты” являются и потенциальными лекарствами для человека, обладая противоопухолевыми, противовоспалительными и многими другими свойствами», — поясняет соавтор исследования, доцент кафедры биоразнообразия и биоэкологии УрФУ Александр Пауков.

В результате исследования выяснилось, что лишайники, произрастающие на змеевике, приспосабливаются к высокой концентрации токсичных металлов. Лишайники, произрастающие на иве, имеют сравнительно бедную вторичную химию, так как в коре ивы содержится много салициловой кислоты (дерево использует эту кислоту для защиты от бактерий).

Образец лишайника из лаборатории Александра Паукова / ©Пресс-служба УрФУ

Всего же изученные виды содержали 76 метаболитов, сообщили биологи УрФУ. Наиболее распространенным среди всех метаболитов оказался атранорин. Для человека это вещество обладает противовоспалительными, антибактериальными, противогрибковыми, цитотоксическими, антиоксидантными, противовирусными и иммуномодулирующими свойствами. Лишайник же использует атранорин как светофильтр, защищаясь от избыточного солнечного излучения.

«Мы обнаружили и образцы, которые “ленятся” и не вырабатывают вторичные метаболиты. К примеру, лишайники на осине производят мало вторичных метаболитов, потому что кора осины обеспечивает им нормальную жизнедеятельность, — поясняет Александр Пауков. — Также мы выявили интересный факт — в лишайниках есть вещества, которые они никак не используют. Для чего они вырабатываются, нам предстоит еще выяснить».

Следующий этап исследований — проверить полученные результаты в лаборатории. Лишайники планируется «очистить» от вторичных метаболитов, поместить в соответствующие условия и посмотреть, будут ли они вновь нарабатывать защитные свойства. Результаты исследований опубликованы в журналах Frontiers in Forest and Global Change и Diversity