15.04.2021
2 229

Палеонтологи раскрыли секрет прочности шеи гигантских птерозавров

4.6

Позвоночник в длинной шее крылатых ящеров-аждархид дополнительно укреплялся десятками «спиц», отходивших от него, как от оси велосипедного колеса.

©Witton & Naish, 2008

В конце долгой эры динозавров, между 100 и 66 миллионами лет назад, крылатые ящеры (птерозавры) достигли своих максимальных размеров. В воздух поднимались крупнейшие в истории Земли летающие животные — кетцалькоатль и другие представители семейства Azhdarchidae. Аждархиды из рода Alanqa, жившие на территории нынешнего Марокко, достигали размаха крыльев в восемь метров.

Их полутораметровая шея несла голову с довольно тяжелыми челюстями для охоты на рыбу и мелких сухопутных животных. Как скелет шеи выдерживал этот груз и не ломался в полете, охоте и боевых схватках, долгое время оставалось загадкой. Лишь недавно команде британских палеонтологов во главе с Дэвидом Мартиллом (David Martill) удалось найти ответ. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале iScience.

©Williams et al., 2021

Авторы исследовали окаменелые останки аджархиды из отложений Кем-Кем на границе Марокко и Алжира, датированные возрастом почти 100 миллионов лет. Образец отличается великолепной сохранностью, и когда ученые использовали рентгеновскую компьютерную томографию, они смогли детально реконструировать его внутреннюю 3D-структуру. Обнаружилось, что шея животного была буквально нашпигована десятками костных трабекул — небольших «спиц» диаметром около миллиметра.

Сходство со спицами велосипедного колеса усиливает и расположение этих косточек: они расходятся от позвоночника — центральной оси шеи — в разных направлениях, пересекаясь друг с другом. Поэтому ученые предположили, что трабекулы могли предоставлять аналогичные спицам поддерживающие функции. И действительно, математическое моделирование скелета шеи Alanqa подтвердило, что набор из 50 трабекул удваивает его прочность. Расчеты показали, что благодаря такому строению эти аджархиды могли нести добычу массой до 11 килограммов.