02.09.2020
2 615

Палеонтологи проследили за миграциями и вымиранием мастодонтов

4.1

Анализ ДНК из останков мастодонтов со всей Северной Америки показал, что эти величественные животные могли совершать далекие путешествия, осваивая северные территории, но в результате лишь быстрее вымирали.

©Julius Csotonyi

По мере потепления некоторые виды могут расширять свой ареал, перемещаясь все дальше к северу: так происходило с американскими мастодонтами, родственниками наших мамонтов, в периоды межледниковья. Однако это распространение вело лишь к сокращению генетического разнообразия и ускорило вымирание шерстистых хоботных великанов. К такому выводу пришли авторы новой работы, опубликованной в журнале Nature Communications.

Древнейшие останки американских мастодонтов (Mammut americanum) появляются между 4 и 3,5 миллиона лет назад. Они паслись среди деревьев и кустарника в болотистых низинах Северной Америки вплоть до примерно 11 тысяч лет назад, когда полностью исчезли — как считается, под одновременными ударами потепления и пришедших на континент людей. Чтобы проследить их судьбу, ученые из канадского Университета Мак-Мастер извлекли и проанализировали полную митохондриальную ДНК 35 мастодонтов — из 33 древних костей, одного зуба и одного бивня.

Обнаружилось, что популяции мастодонтов не были стационарными и медленно перемещались, следуя за пастбищами: эпоха плейстоцена, в которую жили эти животные, была временем постоянных смен холодных ледниковых периодов и сравнительно теплых межледниковых. Ученые показали, что генетически мастодонты распадаются на пять отдельных кластеров. Два из них существовали далеко на севере — на Аляске и Юконе, — но в разные периоды межледниковья. Значит, эти группы появились в результате двух разных миграций.

Их генетическое разнообразие было невелико, свидетельствуя, что по мере похолодания климата численность популяций сокращалась. Будучи изолированными, они в конце концов вымирали. «Это всегда плохой сигнал для любого вида позвоночных, — говорит Грант Зазула (Grant Zazula), один из авторов работы. — Теряя генетическое разнообразие, вы утрачиваете возможность адаптироваться к новым условиям».

Авторы считают, что подобные процессы в то время могли происходить и с другими животными, в том числе в Евразии. В теплые периоды древние бегемоты и гиены добирались вплоть до Скандинавии. По-видимому, обратно они не возвращались: подобно мастодонтам, эти популяции фрагментировались, изолировались — и вымирали.

Исследователи из Великобритании и США выяснили, зачем приматы мужского пола занимаются стимулированием своих половых органов.

МИФИ

Ученые из Международной научно-исследовательской лаборатории «Излучение заряженных частиц» НИЯУ МИФИ, ведущие исследования в области фотоники, построили обобщенную теорию так называемого обратного комптоновского рассеяния в терминах светимости, подходящую как для классического, так и для квантового режима. Этот процесс — один из перспективных способов генерации излучения в широком диапазоне частот, от рентгеновского до терагерцового.

Собрав данные о здоровье 21 тысячи домашних собак, американские исследователи смогли установить, как социальные и физические факторы влияют на здоровье и долголетие этих животных.

Предложенные тепловыделяющие элементы для атомных реакторов позволяют им работать без перегрузки топлива много лет подряд. Это крайне актуально для АЭС малой мощности, на Крайнем Севере или в любых других зонах, удаленных от единых энергосистем, включая тропические острова.

Разделочные доски можно найти почти на любой кухне по всему миру. Однако международная группа исследователей доказала, что эти кухонные инструменты иногда не то, чем кажутся.

Думают ли умные люди быстрее? Согласно результатам исследования группы ученых из Германии и Испании, не всегда, и в случае решения сложных задач отдельные преимущества оказываются за людьми с менее развитым интеллектом.

В американской прессе обсуждают острый вопрос: почему, несмотря на санкции и потолок цен, в России не просто не было спада, но и, судя по ряду параметров, в 2023-м начался экономический подъем? Чтобы разрешить эту загадку, The Wall Street Journal обратился к спутниковым данным по мониторингу окислов азота. С их помощью журналисты обнаружили, что российские власти, кажется, дают миру неправильную статистику, а на самом деле в России, видимо, происходит глубокий спад. Насколько верна такая оценка? И что на самом деле случится с российской экономикой в этом году?

Большая часть алмазов, образующихся в недрах Земли, выносятся ближе к поверхности небольшими, но мощными извержениями породы. Однако австралийские исследователи обнаружили, что на деле эти извержения подпитываются громадными «тепловыми столбами», начинающимися у самого ядра нашей планеты.