Палеонтологи проследили за миграциями и вымиранием мастодонтов — Naked Science

Палеонтологи проследили за миграциями и вымиранием мастодонтов

4.1

Анализ ДНК из останков мастодонтов со всей Северной Америки показал, что эти величественные животные могли совершать далекие путешествия, осваивая северные территории, но в результате лишь быстрее вымирали.

©Julius Csotonyi

По мере потепления некоторые виды могут расширять свой ареал, перемещаясь все дальше к северу: так происходило с американскими мастодонтами, родственниками наших мамонтов, в периоды межледниковья. Однако это распространение вело лишь к сокращению генетического разнообразия и ускорило вымирание шерстистых хоботных великанов. К такому выводу пришли авторы новой работы, опубликованной в журнале Nature Communications.

Древнейшие останки американских мастодонтов (Mammut americanum) появляются между 4 и 3,5 миллиона лет назад. Они паслись среди деревьев и кустарника в болотистых низинах Северной Америки вплоть до примерно 11 тысяч лет назад, когда полностью исчезли — как считается, под одновременными ударами потепления и пришедших на континент людей. Чтобы проследить их судьбу, ученые из канадского Университета Мак-Мастер извлекли и проанализировали полную митохондриальную ДНК 35 мастодонтов — из 33 древних костей, одного зуба и одного бивня.

Обнаружилось, что популяции мастодонтов не были стационарными и медленно перемещались, следуя за пастбищами: эпоха плейстоцена, в которую жили эти животные, была временем постоянных смен холодных ледниковых периодов и сравнительно теплых межледниковых. Ученые показали, что генетически мастодонты распадаются на пять отдельных кластеров. Два из них существовали далеко на севере — на Аляске и Юконе, — но в разные периоды межледниковья. Значит, эти группы появились в результате двух разных миграций.

Их генетическое разнообразие было невелико, свидетельствуя, что по мере похолодания климата численность популяций сокращалась. Будучи изолированными, они в конце концов вымирали. «Это всегда плохой сигнал для любого вида позвоночных, — говорит Грант Зазула (Grant Zazula), один из авторов работы. — Теряя генетическое разнообразие, вы утрачиваете возможность адаптироваться к новым условиям».

Авторы считают, что подобные процессы в то время могли происходить и с другими животными, в том числе в Евразии. В теплые периоды древние бегемоты и гиены добирались вплоть до Скандинавии. По-видимому, обратно они не возвращались: подобно мастодонтам, эти популяции фрагментировались, изолировались — и вымирали.