31.08.2020
2 084

Изменение климата подтолкнуло неандертальцев к изготовлению более сложных орудий труда

4.5

К такому выводу пришли ученые из Германии и Италии на основе находок, обнаруженных в одной из пещер Нижней Баварии.

Различные клин-ножи и простой нож со спинкой (вверху слева) неандертальского периода 60 тысяч – 44 тысячи лет назад из пещеры Sesselfelsgrotte (Нижняя Бавария )/ ©journals.plos.org

Исследование опубликовано в журнале PLOS One. По оценкам портала “Антропогенез.ру”, неандертальцы жили от 130 до 28 тысяч лет назад преимущественно в Европе, но также в Азии, включая Ближний Восток.

Около 100 тысяч лет назад самым универсальным орудием наших «двоюродных» собратьев стал каменный клин-нож — асимметричный нож двусторонней формы, ручка которого состояла из тупого края самого инструмента (так называемый keilmesser). Такие ножи были представлены множеством форм. Это и заставило ученых из Университета Эрлангера — Нюрнберга (Германия) и Университета Феррары (Италия) задаться вопросом, зачем неандертальцем понадобилось такое разнообразие ножей.

Классы фаски режущей кромки в разрезе / ©journals.plos.org
Модель каменного ножа в разрезе / ©journals.plos.org
Данные о метрических размерах и массе инструментов / ©journals.plos.org

При помощи трехмерного сканирования исследователи очень подробно и точно изучили форму инструментов, найденных в одной из пещер в Нижней Баварии. После этого ученые пришли к выводу, что разнообразие ножей было реакцией на очень подвижный образ жизни в первой половине последнего ледникового периода. Благодаря тому, что такие ножи можно было, заточив второй край, использовать в течение длительного времени, повышалась эффективность добычи пропитания.

По мнению ученых, это, вероятно, помогало неандертальцам справиться с нехваткой природных ресурсов, связанных с окончанием последнего межледникового периода более 100 тысяч лет назад. Из этого факта можно привести очередной довод в копилку доказательств того, что исчезновение неандертальцев, видимо, произошло не из-за их природной «глупости», как думали когда-то, а в силу целого ряда иных причин.