Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
12.10.2020
5 234

Определена причина глобального похолодания, завершившего вымирание динозавров

4.4

Падение астероида Чиксулуб привело к масштабным лесным пожарам, однако не они, а сам удар, испаривший часть земной породы, наполнил атмосферу сажей и вызвал сильное глобальное похолодание, которое завершило вымирание динозавров.

©Don Davis, Southwest Research Institute

Около 66 миллионов лет назад мел-палеогеновое массовое вымирание поставило окончательную точку в долгой эволюционной истории большей части динозавров, многих других животных и растений на суше и в океане. Главным «спусковым крючком», запустившим этот процесс, считается падение астероида — и на мелководье у побережья современной Мексики действительно найден кратер соответствующего возраста, оставленный телом размерами около 10 километров.

Удар пришелся на богатую углеродом геологическую платформу, частично испарив ее вещество и выбросив в воздух частицы аэрозолей, пыли и сажи. Выделившееся тепло запустило масштабные пожары, которые заполнили атмосферу дополнительными частицами. Количество солнечного света, достигающего поверхности Земли, заметно снизилось, начались глобальное похолодание и гибель множества растений.

Какой из этих механизмов — испарение геологической породы или пожары — внес основной вклад в похолодание, до сих пор оставалось неизвестным. Лишь недавно такую работу провела команда Шелби Лайонса (Shelby Lyons) из Университета штата Пенсильвания. Статья ученых опубликована в журнале PNAS.

Авторы собрали и проанализировали осадочные породы как из самого кратера Чиксулуб, так и из других регионов планеты, где сохранились следы атмосферной сажи эпохи мел-палеогенового вымирания. Их интересовало присутствие полициклических ароматических углеводородов, которые служат маркерами веществ пирогенного, «огненного» происхождения.

Скорость накопления и состав этих углеводородов показали, что большая часть пирогенных частиц попала в атмосферу единовременно и быстро, а источником их, по-видимому, служил сам удар, испаривший часть породы. «Это указывает, что пожары, хотя и существовали, оказали меньшее влияние на глобальный климат и вымирание», — резюмируют авторы.

Археологи обнаружили в церкви VI века изображения небес, павлинов, а также текст, в котором бывший раб благодарит Бога за освобождение.

Тринадцатого января, в 18:25 по московскому времени, должен состояться запуск ракеты-носителя Falcon 9 Block 5 с украинским спутником «Сич-2-30» и другими космическими аппаратами. Трансляция будет доступна на нашем сайте.