25.05.2018
Редакция Naked Science

Ученые выяснили, какие птицы сумели пережить вымирание динозавров

Мел-палеогеновое вымирание, уничтожившее динозавров, пережили лишь редкие некрупные птицы, гнездившиеся на земле.

bird0

Шестьдесят шесть миллионов лет назад мел-палеогеновое вымирание погубило динозавров и произвело краткое, но серьезное опустошение во всей биосфере. Вопрос о том, насколько успешно пережили катастрофу птицы, остается на обсуждении. Некоторые специалисты полагают, что многие из современных групп сохранились еще с того времени, другие — что все их разнообразие появилось лишь после вымирания.

Чтобы разобраться в этой загадке, британский палеонтолог Дэниел Филд (Daniel Field) и его коллеги рассмотрели три ее аспекта. Во-первых, ученые выделили группы современных птиц, которые используют деревья в качестве источника пищи или жилища. Во-вторых, такая же работа была проделана для известных вымерших видов. Наконец, авторы рассмотрели содержание спор растений в палеонтологической летописи — до и после вымирания. Результаты они представили в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Так, ученые показали, что хотя сегодня жизнь огромного большинства птиц связана с деревьями, они все равно имеют предков, живших на земле. Особенности анатомии скелетов у вымерших видов свидетельствуют, что до вымирания существовало большое разнообразие «древесных» птиц, а вскоре после их вовсе не обнаруживается.

Объяснение этому дал анализ пыльцы: катастрофа привела к глобальным лесным пожарам, которые опустошили растительный мир суши. В течение тысячи лет после нее на пожарище приживались лишь папоротники, так что предки современных птиц начали осваивать деревья лишь с постепенным восстановлением лесов.