28.07.2020

В Польше обнаружили фрагменты скелета древней пятипалой амфибии

3.2

Представитель вымершего рода земноводных, живший около 225 миллионов лет назад, предоставит новую информацию для идентификации подобных древних животных и изучения их эволюции.

Metoposaurus
Реконструкция внешнего вида метопозавра / © Sudipta Kalita

Ученые из Бонна (Германия) и города Ополе (Польша) в своем новом исследовании, опубликованном в издании Journal of Anatomy, описали найденные в Польше окаменелые останки земноводного, принадлежащего к вымершему роду метопозавров из семейства метопозаврид. Особенность амфибии из позднего триаса (порядка 225 миллионов лет назад) в том, что, судя по всему, на всех конечностях, в том числе передних, у нее было по пять пальцев.

Самые ранние наземные позвоночные порой обладали и более чем пятью пальцами на каждой конечности: например, известно, что у акантостеги было по восемь пальцев, а у ихтиостеги — по семь на задних лапах. Однако порядка 300 миллионов лет назад те, кого можно было бы назвать шести-, семи-, восьмипалыми и так далее, вымерли.

Когда-то ученые считали, что пятипалые встречаются среди ранних предков современных саламандр и лягушек — темноспондильных (расщепленнопозвонковые), разнообразной группы вымерших хордовых, в которую входили как маленькие, так и крупные примитивные земноводные. «Важно понимать эволюцию современных амфибий, поскольку эта группа, вероятно, произошла от темноспондильных”, — говорит Дорота Кониецко-Мейер из Института наук о Земле при Университете Бонна.

Но, несмотря на всю исследовательскую работу, точное число пальцев у темноспондильных остается спорным. Впоследствии специалисты начали склоняться к выводу, что, как и большинство современных земноводных, расщепленнопозвонковые имели по четыре пальца на передних конечностях. Это привело к тому, что пятипалые следы, характерные для пермского и триасового периодов, почти автоматически перестали относить к темноспондильным.

Обнаруженные кости Metoposaurus krasiejowensis. На первой фотографии стрелка указывает на левую переднюю конечность / © Journal of Anatomy
Подробная иллюстрация левой передней конечности Metoposaurus krasiejowensis / © Journal of Anatomy

Однако обнаружение фрагментов скелета Metoposaurus krasiejowensis, принадлежащего к отряду темноспондильных и в то же время внешне напоминавшего крокодила, предоставило новые данные. По мнению авторов исследования, их работа может показать, что ранее останки других похожих животных могли неверно идентифицировать.

«Новая находка времен позднего триаса дает возможность для изучения развития ранних четвероногих», — отметил палеонтолог Мартин Сандер из Университета Бонна. Более подробное исследование темноспондильных показало, что количество пальцев у них не было столь ограниченным, как предполагалось. Также вероятно, что они вымерли до появления современных амфибий. По словам ученых, даже если наличие пяти пястных костей, описанных в работе, было всего лишь патологией, это показывает, что среди расщепленнопозвонковых все же встречалась “пятипалость”.

«Новое открытие особенно важно для интерпретации следов, поскольку оно показывает, что отпечаток с пятью пальцами на передней части стопы мог также принадлежать представителю темноспондильных, и, таким образом, указывает на куда более широкую область распространения этих животных”, — подытожил Сандер. Полученные выводы, помимо всего прочего, могут сыграть роль для эволюционной биологии и медицины, поскольку предоставят важную информацию в изучении развития конечностей.