31 августа
Александра Медведева

Древние млекопитающие жили быстро и умирали молодыми, но это могло стать причиной их эволюционного успеха

Исследуя химический состав зубов пантолямбды — относительно крупного млекопитающего, жившего 62 миллиона лет назад, — ученым удалось подробно описать этапы его жизни. Оказалось, пантолямбды долго вынашивали детенышей, быстро взрослели и рано умирали. Возможно, именно это и позволило ранним млекопитающим быстро достичь крупных размеров и занять экологические ниши, освободившиеся после вымирания динозавров.

Pantolambda bathmodon
Pantolambda bathmodon/ © Wikimedia Commons

Исследуя линии роста и химический состав зубов древних млекопитающих, ученые из Великобритании, США и Канады смогли точно реконструировать их жизнь. Объектом исследования стала пантолямбда (Pantolambda bathmodon), жившая около 62 миллионов лет назад на территории современной Северной Америки. Это животное было размером примерно с овцу, а внешне напоминало современных кошачьих, но было травоядным. Новый подход позволил точно определить, когда пантолямбды рождались, сколько времени питались молоком и в каком возрасте умирали. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Ученые изготовили тончайшие срезы ископаемых зубов пантолямбды и использовали лазер для испарения составляющего их вещества и определения его химического состава. Линии роста на срезах зубов давали возможность разбить жизнь млекопитающего на четкие временные отрезки, иногда равные одному дню, а химический состав зубов показывал изменения в рационе и образе жизни животного. Например, высокий уровень цинка наблюдается при рождении, а слои эмали, богатые барием, откладываются во время грудного вскармливания. Исследование позволило узнать о жизни пантолямбды больше, чем известно о жизни некоторых современных млекопитающих.

Реконструкция внешнего вида пантолямбды — взрослая и молодая особь/ © S. Shelley

Выяснилось, что пантолямбды вынашивали потомство чуть менее семи месяцев и рожали одного хорошо развитого детеныша с уже сформированными зубами. Детеныш, вероятно, мог самостоятельно передвигаться уже в первые дни жизни, питался материнским молоком всего один-два месяца и достигал половой зрелости примерно за год. Столь продолжительная беременность характерна для плацентарных млекопитающих, у которых, в отличие от сумчатых и однопроходных, детеныши растут внутри материнского тела, а их обмен веществ идет через плаценту.

Зубы пантолямбды/ © G. Funston

Неожиданностью для ученых стало то, что большинство исследованных пантолямбды умирали в возрасте около четырех лет, причем самые старые особи доживали до 11 лет. Этот темп жизни намного быстрее, чем у современных млекопитающих. Пантолямбды в среднем жили в два раза меньше, чем можно было ожидать, исходя из размера их тел. Однако, возможно, именно эта скорость дала им и родственным млекопитающим преимущество перед другими видами, так как позволила им быстрее эволюционировать, чтобы распространиться по планете после вымирания динозавров.

Динозавры исчезли 66 миллионов лет назад, после этого выжившие млекопитающие быстро увеличивались в размерах, чтобы занять экологические ниши, освобожденные крупными хищниками и травоядными. Способность производить на свет крупных и самостоятельных детенышей и быстрый темп жизни помогли им превратиться из маленьких существ размером с мышь в то огромное количество видов, что мы наблюдаем сегодня.