24.05.2023
Михаил Орлов
3 616

Палеонтологи узнали, как образуются окаменелости золотого цвета

3.7

Месторождение окаменевших животных Посидония в Германии образовалось более 180 миллионов лет назад и славится хорошей сохранностью образцов, а также их золотистым цветом. Раньше ученые считали, что этот «драгоценный» блеск связан с пиритом — «золотом дураков». Однако новое исследование показало, что необычный оттенок окаменелостям придают совсем другие минералы.

«Золотые» аммониты
«Золотые» аммониты / © Rowan Martindale / Автор: Наталья Федосеева

Окаменелости из сланцев Посидония, расположенных в Германии, сформировались в начале юрского периода и имеют возраст примерно 183 миллиона лет. Это месторождение широко известно среди ученых, поскольку оно хорошо сохранило остатки многих обитателей мезозойского моря. В Посидонии обнаружены эмбрионы ихтиозавров, кальмары с чернильными мешками и омары, причем их отпечатки даже позволяют различить многие мягкие ткани.

Это так называемые лагерштетты — отложения горных пород, сохранившие в себе не только скелеты и грубые очертания организмов, но и многие мелкие детали. Другие примеры лагерштеттов — сланцы Берждес (настоящая сокровищница, хранящая в себе чудеса эдиакарского периода) и зольнхофенский известняк с останками знаменитого археоптерикса.

Окаменелости Посидонии удивительны еще тем, что останки местных животных выглядят… золотыми. Завитки раковин аммонитов и прочие беспозвоночные, заметные на стенах местных шахт, напоминают ювелирные изделия или работы умелого художника.

Однако никакого золота в них, разумеется, нет. А из новой статьи в Earth Science Reviews следует, что нет в них даже «золота дураков» — то есть пирита, или сульфида железа (II). Именно этот минерал чаще всего по ошибке принимают за золото.

Чтобы выяснить, что же придает давно умершим в Посидонии существам драгоценный блеск и почему они настолько хорошо сохранились, палеонтологи прибегли к самым современным методикам. Десятки окаменелостей изучили с помощью сканирующего электронного микроскопа и химического анализа.

Оказалось, предположение о пирите в составе окаменелостей было ошибочно. Они состоят главным образом из соединений фосфора и кальцита — притом что вокруг них, в сланцевых породах черного цвета, пирита содержится очень много. «Золото дураков» образует в них микроскопические скопления кристаллов — так называемые фрамбоиды.

Выходит, что в породах Посидонии пирит и золотистые содержащие фосфор минералы находятся по соседству, но не смешиваются. Это тем более любопытно, ведь пирит формируется только в бескислородной среде, а фосфаты — наоборот, в присутствии кислорода.

Такой результат опровергает устоявшееся мнение о том, что хорошая сохранность лагерштеттов Посидонии и им подобных связана с отсутствием кислорода при их образовании. В этом случае именно доступ кислорода оказался необходим для хорошей сохранности палеонтологических образцов — а также для того, чтобы они приобрели свою уникальную золотистую окраску.