Общий предок китов и бегемотов был сухопутным, а не земноводным — Naked Science

Общий предок китов и бегемотов был сухопутным, а не земноводным

4.8

Немецкие и американские ученые показали, что одинаково гладкая, безволосая кожа родственных друг другу китов и бегемотов развивалась независимо, поскольку последний общий предок этих животных был не земноводным, а наземным существом.

Бегемоты / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Current Biology. Известно, что китообразные (включая не только китов, но дельфинов и морских свиней) и гиппопотамы — родственники и возникли от одного общего предка — Cetancodontа. К такому выводу пришли ученые еще в 2015 году. Однако поначалу они думали, что общий предок китов и бегемотов был земноводным существом.

Но нынешнее исследование специалистов из Калифорнийского университета (США) и Института молекулярной клеточной биологии и генетики Макса Планка (Германия) показывает, что он, вероятно, был наземным и жил около 55 миллионов лет назад. Поэтому гладкая, безволосая кожа у этих животных развивалась независимо друг от друга.

Схема эволюции китообразных и бегемотовых / ©www.cell.com

Исследуя кожу китов и бегемотов, ученые, кстати, и пришли к таким выводам. Они сравнили анатомию кожи гиппопотамов и китообразных на основе гистологии и использовали геномные скрининги. В результате удалось составить предельно полный список «генов кожи», которые были инактивированы как у бегемотовых, так и у китообразных. Дело в том, что, когда те или иные существа переходят от жизни на суше к жизни в воде, их волосы, когти и потовые железы исчезают за ненадобностью. Кожа становится более гладкой и однородной.

Результаты ученых показали, что адаптация кожи этих животных к водной среде произошла независимо друг от друга. Кроме того, в линии бегемотов она случилась намного позже, чем в линии китообразных. Эти данные подтверждают исследования внешнего вида самой кожи китов и гиппопотамов. Так, у последних сохранились потовые железы — правда, очень специфичные: они вырабатывают вещество оранжевого цвета, которое, как предполагают ученые, обладает антимикробным и солнцезащитным действием. У китов ничего подобного нет — и понятно почему, ведь они всегда обитают в воде.

У китообразных есть усы, но их крайне мало, а у бегемотов они ярковыраженные. Кроме того, у них все же есть редкие волоски на теле, на ушах и кончике хвоста. Они нужны для того, чтобы во время испражнений крутить хвостом и размельчать фекалии, разбрызгивая их вокруг, помечая территорию. А еще у гиппопотамов, как известно, есть копыта, а у китов — более толстая кожа. Эти различия полностью согласуются с историей, записанной в геномах этих существ.

По данным осведомленного источника, новейший российский истребитель пятого поколения Су-57 сможет нести во внутрифюзеляжных отсеках более десятка разных беспилотных летательных аппаратов. Для этого самолет пройдет модернизацию.

Анализ геномов морских коров показал, что эти малоподвижные животные были обречены вымереть задолго до встречи с человеком.

По словам руководителя российского космического ведомства Дмитрия Рогозина, первый модуль для перспективой орбитальной станции будет готов к запуску в 2025 году.