02.04.2021
1 977

Общий предок китов и бегемотов был сухопутным, а не земноводным

4.8

Немецкие и американские ученые показали, что одинаково гладкая, безволосая кожа родственных друг другу китов и бегемотов развивалась независимо, поскольку последний общий предок этих животных был не земноводным, а наземным существом.

Бегемоты / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Current Biology. Известно, что китообразные (включая не только китов, но дельфинов и морских свиней) и гиппопотамы — родственники и возникли от одного общего предка — Cetancodontа. К такому выводу пришли ученые еще в 2015 году. Однако поначалу они думали, что общий предок китов и бегемотов был земноводным существом.

Но нынешнее исследование специалистов из Калифорнийского университета (США) и Института молекулярной клеточной биологии и генетики Макса Планка (Германия) показывает, что он, вероятно, был наземным и жил около 55 миллионов лет назад. Поэтому гладкая, безволосая кожа у этих животных развивалась независимо друг от друга.

Схема эволюции китообразных и бегемотовых / ©www.cell.com

Исследуя кожу китов и бегемотов, ученые, кстати, и пришли к таким выводам. Они сравнили анатомию кожи гиппопотамов и китообразных на основе гистологии и использовали геномные скрининги. В результате удалось составить предельно полный список «генов кожи», которые были инактивированы как у бегемотовых, так и у китообразных. Дело в том, что, когда те или иные существа переходят от жизни на суше к жизни в воде, их волосы, когти и потовые железы исчезают за ненадобностью. Кожа становится более гладкой и однородной.

Результаты ученых показали, что адаптация кожи этих животных к водной среде произошла независимо друг от друга. Кроме того, в линии бегемотов она случилась намного позже, чем в линии китообразных. Эти данные подтверждают исследования внешнего вида самой кожи китов и гиппопотамов. Так, у последних сохранились потовые железы — правда, очень специфичные: они вырабатывают вещество оранжевого цвета, которое, как предполагают ученые, обладает антимикробным и солнцезащитным действием. У китов ничего подобного нет — и понятно почему, ведь они всегда обитают в воде.

У китообразных есть усы, но их крайне мало, а у бегемотов они ярковыраженные. Кроме того, у них все же есть редкие волоски на теле, на ушах и кончике хвоста. Они нужны для того, чтобы во время испражнений крутить хвостом и размельчать фекалии, разбрызгивая их вокруг, помечая территорию. А еще у гиппопотамов, как известно, есть копыта, а у китов — более толстая кожа. Эти различия полностью согласуются с историей, записанной в геномах этих существ.