25 января

Череп «гребнистого» динозавра рассказал о его предназначении

4.2

Исследование уникально сохранившегося черепа редкого динозавра — паразауролофа — показало, что при помощи него это пресмыкающееся дышало и издавало гудящие звуки.

Череп «гребнистого» динозавра рассказал о его предназначении / ©phys.org

Статья опубликована в журнале PeerJ. Паразауролофы — одни из самых интересных динозавров, когда-либо обитавших на планете. Они жили порядка 76-73 миллионов лет назад на территории Северной Америки. Эти животные были очень крупными: длина их тела достигала почти 10 метров в длину, а вес — 2,6 тонны.

На голове они «носили» костяной гребень, который переходил в нос. Когда паразауролоф закрывал носовые клапаны и делал выдох носом, воздух, попадая в гребень, издавал гудящий звук, который, как полагают ученые, динозавры использовали для общения друг с другом. Однако до недавнего времени это оставалось лишь одним из предположений.

Черепа этих животных, которые позволили бы лучше изучить строение гребня, находят крайне редко, так как и самих динозавров этого вида было немного. Исследование уникально сохранившегося черепа одного из паразауролофов представили ученые из Университета штата Северной Каролины, Полевого музея естественной истории, Королевского музея Онтарио и Денверского музея природы и науки (США).

Новый череп принадлежит Parasaurolophus cyrtocristatus, который ранее был известен лишь по одному экземпляру, найденному в далеком 1923 году. Череп извлекли из отложений в Нью-Мексико во время раскопок в 2017 году. Его дальнейшее исследование подтвердило тот факт, что при помощи гребня паразауролофы издавали гудящий звук, а также то, что он служил им и в качестве некоего органа, помогавшего визуализировать окружающий мир.

Кроме того, он позволил уточнить место динозавра на линейке родственных ему видов: как выяснилось, все южные виды паразауролофов были тесно связаны с северными сородичами. Ученые также определили, что паразауролоф дышал через эту причудливую трубку — в ней обнаружили сеть дыхательных путей.

«Этот образец действительно замечателен своей сохранностью, — заявил один из авторов статьи Дэвид К. Эванс. — Он позволил ответить на давние вопросы о том, как устроен гребень этого динозавра, и рассказал о положении этого вида на генеалогическом древе».