19.08.2020
1 772

Эволюция птичьей головы замедлилась после вымирания динозавров

4.1

Есть мнение, что разнообразие птиц — это результат ускоренной эволюции после вымирания динозавров. Работа ученого из Университетского колледжа Лондона и международной группы исследователей подтверждает, что это не совсем так. По крайней мере, скорость эволюции черепа птиц замедлилась по сравнению с нептичьими динозаврами.

Эволюция птичьей головы замедлилась после вымирания динозавров / ©www.gizmodo.com.au

Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS Biology. Птицы считаются не просто потомками динозавров, а динозаврами как таковыми. В результате палеонтологи делят динозавров на птичьих и нептичьих. К первым и относятся все современные птицы, а ко вторым — все остальные динозавры.

После вымирания последних около 66 миллионов лет назад развитие птичьих, как считалось, началось быстрыми темпами (ведь разнообразие современных птиц доходит до 10 тысяч видов, которые занимают бесчисленные ниши на семи континентах). Райан Николас Феличе из Университетского колледжа Лондона вместе с коллегами из международной группы показал, что если говорить о черепе птичьих, то все, вероятно, происходило наоборот.

Скорость эволюции по ориентирам и дисперсия Прокруста / ©journals.plos.org

В своей работе исследователи использовали трехмерную геометрическую морфометрию высокого разрешения (предыдущие исследования базировались на ограниченных измерениях параметров черепа птиц) для изображения форм 354 ныне живущих видов птиц и 37 видов вымерших птичьих и нептичьих динозавров. Также они провели филогенетический анализ, чтобы изучить изменение темпов эволюции после появления птиц.

Оценка темпов эволюции черепа / ©journals.plos.org

Выяснилось, что черепная коробка у нептичьих динозавров почти на всех участках эволюционировала быстрее, чем у птиц. Но как у тех, так и у других в отдельных ее областях все же выявили ускоренные точки развития. Так, быстрый темп эволюции челюстного сустава у динозавров связан с изменениями в рационе питания.

Черепная крышка также могла развиваться быстрее у тех видов, которые «носили» гребни и прочие костные «украшения». А вот у птиц быстрее всего эволюционирующей частью черепа оказался клюв, ставший, по мнению ученых, адаптацией к разным видам пищи и ее источникам.

При этом остальной скелет у птиц эволюционирует быстрее. Они обладают рядом специализированных черт, включая килевидный грудной пояс, способные к посадке задние конечности, короткий и сросшийся хвостовой отдел и прочие уникальные характеристики.