30.09.2022
Даниил Сухинов
3 716

ЦРУ заинтересовалось технологией воскрешения мамонтов и тасманийских тигров

3.1

Пока многие скептически относятся к перспективе и даже возможности воскрешения давно вымерших существ, венчурная компания, связанная с Центральным разведывательным управлением США, инвестирует средства в биотехнологическую компанию Colossal, обещающую воскресить шерстистого мамонта и тасманийского тигра.

Шерстистые мамонты в представлении художника / © Daniel Eskridge/St John’s College, University of Cambridge

Использование генетической информации из восстановленной ДНК вымерших существ для их воскрешения в современном мире — центральная идея фантастического романа и целой серии фильмов «Парк юрского периода». Прорывные достижения в области биотехнологий, в особенности генетической инженерии, последних лет могут предоставить возможность вернуть давно вымершие виды и в наш реальный мир. По крайней мере, в виде так называемых прокси-видов — генетически измененных близких родственников из ныне существующих животных.

Такой целью и задалась биотехнологическая компания Colossal Biosciences из Далласа (США), собравшаяся воскресить двух вымерших млекопитающих — шерстистого мамонта и тилацина (также известного как сумчатый волк или тасманийский тигр). Компания планирует использовать для этого известный метод генной инженерии — технологию редактирования генов, основанную на системе CRISPR-Cas. В качестве основы для создания прокси-вида шерстистого мамонта Colossal выбрала азиатского слона, геном которого на 99,6 процента совпадает с геномом вымершего древнего родственника.

При помощи технологии CRISPR компания намерена заменить несовпадающие участки ДНК в индуцированных плюрипотентных стволовых клетках, созданных из клеток кожи слонов. Далее из стволовых клеток создадут эмбрионы мамонтов, которые будут выращивать в искусственных матках. Компания Colossal планирует таким образом избежать применения суррогатного вынашивания, поскольку сами азиатские слоны находятся под угрозой исчезновения.

Основатели компании — доктор Джордж Черч, специалист в области генной инженерии и молекулярной биологии, «отец синтетической биологии», профессор Гарвардского университета и Массачусетского технологического института, и серийный предприниматель Бен Ламм — уже собрали впечатляющий список спонсоров и инвесторов. И, похоже, к ним недавно присоединилась венчурная компания In-Q-Tel, связанная с Центральным разведывательным управлением США.

Юридически In-Q-Tel — независимая частная некоммерческая корпорация, не подчиняющаяся ни ЦРУ, ни любому другому государственному агентству. На деле же корпорация связана уставным соглашением и годовым контрактом с ЦРУ, в котором изложены отношения между двумя организациями. В частности, In-Q-Tel инвестирует средства в высокотехнологичные компании, чтобы ЦРУ и другие разведывательные службы были оснащены новейшими технологиями для поддержания разведывательного потенциала США.

«Стратегически речь идет не столько о мамонтах, сколько о возможностях»

представители компании In-Q-Tel

«Биотехнология и биоэкономика имеют решающее значение для дальнейшего развития человечества. Для нашего правительства важно развивать эти направления и иметь представление о том, что возможно», — комментирует ситуацию соучредитель Colossal Biosciences Бен Ламм.

Стоит отметить, что Colossal не первая биотехнологическая компания, в которую инвестирует In-Q-Tel. Ранее портфель корпорации расширился за счет фирм и стартапов, производящих оборудование для секвенирования и анализа ДНК, применяющих методы искусственного интеллекта для картирования и анализа рисков инфекционных заболеваний, а также занимающихся разработкой методов производства биотоплива с использованием бактерий.