30.09.2022
1 516

Биологи обнаружили грибы, которые заселяют разные виды раковых опухолей

5.1

Ученые провели первые исследования «микофлоры», грибковых популяций, живущих среди раковых клеток. Выяснилось, что для разных видов опухолей характерны разные виды грибов. Они могут влиять на восприимчивость к терапии и шансы излечения больных.

Candida tropicalis — распространенный грибковый патоген, который обнаруживается и в опухолях / ©Djspring, Wikimedia Commons

Различные участки человеческого тела населяют триллионы микроорганизмов. В подавляющем большинстве это бактерии, хотя встречаются и микроскопические грибы. При развитии некоторых опухолей они оказываются и в ней, где закрепляются лишь те виды, которым такая среда наиболее благоприятна. Эта опухолевая микрофлора может влиять на ее развитие и восприимчивость к терапии, поэтому в последние годы ее изучают все активнее. Как правило, такие работы посвящены бактериям, однако в новом номере журнала Cell опубликованы сразу две (1, 2) статьи, освещающие грибковые популяции злокачественных опухолей — их «микобиом».

«Присутствие грибов в большинстве видов рака было одновременно и неожиданно, и ожидаемо, — говорит профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Роб Найт (Rob Knight). — Неожиданно, поскольку мы так и не понимаем, как грибы переселяются в опухоль через тело. Но ожидаемо, поскольку его состав коррелирует с составом здоровой микрофлоры тела, в том числе кишечника, ротовой полости и кожи».

Роб Найт и его коллеги проанализировали более 17 тысяч образцов тканей, крови и плазмы у пациентов с 35 различными формами рака. Во многих из них действительно обнаружили клетки и ДНК грибов, хотя в небольшом количестве. Состав этой микофлоры оказался различен для опухолей разных типов. Например, одни грибы чаще обнаруживаются у больных с раком груди, другие ассоциированы с раком легких. По словам ученых, можно проследить корреляции между присутствием того или иного вида гриба в опухоли, с одной стороны, а с другой — с возрастом пациента, его отношением к курению, ответом на иммунотерапию и шансы на выживание.

К схожим выводам пришли авторы второй статьи, работавшие под руководством Илияна Илиева (Iliyan Iliev) из Корнеллского университета. Они, в частности, показали, что грибы Blastomyces предпочитают злокачественные опухоли легких, Malassezia — груди, а Candida — кишечника. Более того, массовое распространение Candida в опухоли коррелирует с большим риском развития метастазов. У таких больных ДНК грибов удается выделить даже из крови, что может свидетельствовать о скрытом распространении опухоли по организму.

Все это позволяет надеяться, что в будущем изучение микофлоры раковых опухолей станет новым инструментом для их диагностики и излечения, а онкологи начнут дополнять терапию противогрибковыми препаратами. О том же говорят авторы работы. «Возможно, некоторые из этих грибов стимулируют рост и метастазирование опухоли. Но даже если это не так, грибы могут служить очень ценным прогностическим индикатором ее развития», — подчеркнул Илиян Илиев.