20.09.2023
Дарья Сидельникова
6 689

Неврологи узнали, почему люди по-разному воспринимают запахи

4.3

Люди воспринимают запахи куда менее одинаково, чем звуки или визуальные образы. Даже если на флаконе духов указана «ваниль», многие учуют в них другие ароматы. Группа американских ученых выяснила, почему это происходит.

© pics_kartub, Pixabay / Автор: Visellia Orfius

Запахи играют огромную роль в восприятии окружающего мира. Известно, что младенцы чувствуют вкусы и запахи еще до рождения. В 2022 году ученые из Даремского университета (Великобритания) сравнили мимику младенцев, находящихся в материнской утробе, в то время как сами женщины пробовали различные вкусовые ароматизаторы. Исследование показало, что даже до рождения дети способны различать вкусы и запахи и по-разному реагировать на них.

Ученым хорошо известно, как восприятие различных запахов влияет на распределенные и разнообразные паттерны активности мозга. Однако процессы, в результате которых эти паттерны приводят к субъективному восприятию ароматов, остаются малоизученными.

Теперь исследователи из Северо-Западного университета, Колледжа Родса, Университета Пенсильвании и Национального института по борьбе со злоупотреблением наркотиками (США) определили область мозга, которая играет решающую роль в субъективном восприятии запахов. Научная работа опубликована в журнале Nature Neuroscience.

Ученые провели серию экспериментов с участием людей. Их просили понюхать 160 различных ароматов и описать каждый из них. Например, насколько участники воспринимают аромат «фруктовым», «кислым», «цветочным», «прохладным». В это время их мозговую активность фиксировали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Это позволило определить степень, в которой мозг представляет воспринимаемые качества и/или химическую структуру запахов.

Проанализировав записи мозга, полученные во время экспериментов, исследователи обнаружили, что орбитофронтальная кора (ОФК) — область мозга, играющая ключевую роль в эмоциях и обучении, основанном на вознаграждении — склонна отражать частные аспекты тех или иных запахов, а не их наиболее общие параметры. Фиксация мозга на частных аспектах того или иного запаха позволяет ему «прочитать» его не так, как это сделает другой человек — ориентируясь на другой частный аспект запаха такой же субстанции.

Примечательно, что такое преимущественное представление тонких элементов не было столь выраженным в миндалине и пириформной коре — других областях мозга, связанных с обработкой запахов.

«Результаты работы проливают свет на механизмы, с помощью которых мозг формирует наше субъективное восприятие запахов. В частности, они определяют ОФК как область, в которой формируется наиболее детальное и субъективное восприятие. Дисфункция этой области связана с рядом нервно-психических расстройств, и наше исследование расширило представление об этой важной структуре мозга», — отметили авторы.

По словам специалистов, в будущем это может помочь лучше понять связанные с запахами и нарушениями работы ОФК аспекты психических расстройств, таких как тревога и депрессия.