20.09.2023
51 258

Археологи нашли древнейшую деревянную конструкцию — ей полмиллиона лет

5.3

Древние представители рода Homo жили около водопада Каламбо в Южной Африке 476 тысяч лет назад. К такому выводу пришли британские ученые, рассказавшие о самом раннем случае обработки древесины в строительных целях.

археологические раскопки
Работа археологов на участке Каламбо-Фолс / © Geoff Duller, Aberystwyth University / Автор: Павел Сорокин

Трудно сказать, когда именно родственники человека начали создавать какие-либо постройки. Теоретически это могло произойти на довольно ранних этапах эволюции. Ведь многие животные регулярно занимаются «архитектурой»: птицы вьют гнезда, а бобры строят плотины.

Известно, что около 176,5 тысячи лет назад в пещере Брюникель (Франция) неандертальцы вырывали сталагмиты из земли и создавали из них загадочные круглые конструкции. Примерно в тот же период в пещере Ла-Котт-де-Сен-Брелад на острове Джерси (Великобритания) другие представители Homo neanderthalensis структурировали свое пространство, складывая в кучи кости (в основном черепа) крупных животных вдоль одного края оврага.

Водопад Каламбо
Водопад Каламбо на границе Замбии и Танзании / © Geoff Duller, Aberystwyth University

Если наши родственники занимались строительством, то возникает вопрос: почему не из дерева? Ведь древесина почти повсеместно доступна (за исключением ледниковых периодов в высоких широтах) и относительно легко поддается обработке.

При этом мы точно знаем, что древние люди использовали дерево для создания орудий: на евразийских стоянках неоднократно находили копья и палки-копалки, относящиеся к эпохе среднего плейстоцена. Но вот примеров деревянного строительства до сих пор не было.

Археологи из Ливерпульского университета и Университета Аберистуита (оба в Великобритании) опубликовали в журнале Nature работу, где рассказали об уникальной находке фрагментов деревянной конструкции, возраст которой — 476 ± 23 тысяч лет.

Эти фрагменты исследователи обнаружили при раскопках археологического участка Каламбо-Фолс (Замбия). Это группа многослойных стоянок, где в разное время находили артефакты разных культур, в том числе ашельские рубила и полукруг из камней, который ученые считают «каркасом» ветрового заслона.

Раскопки деревянной конструкции
Расчистка деревянных фрагментов / © Larry Barham, University of Liverpool

Древесина редко встречается в таких древних местах, поскольку она обычно гниет и исчезает, но в водопаде Каламбо постоянно высокий уровень воды сохранил артефакты. Их можно поделить на две группы. В первую попадают два бревна со следами обработки каменными орудиями.

В одном из них вырезан сегмент, по размеру сравнимый со вторым бревном. По мнению авторов работы, это сделали для того, чтобы соединить бревна между собой — положить фрагмент с выемкой на целый. Приблизительно так соединяют бревна при строительстве деревянных срубов в наши дни. Ученые посчитали, что эти два деревянных фрагмента были частью какого-то более крупного сооружения — например, жилища.

Схема места соединения
На схеме показано, как соединялись два деревянных фрагмента / © Barham L. et al.

Для определения возраста находок исследователи применили метод оптического (люминесцентного) датирования, который позволяет определить, когда минералы в песке, окружающем находки, в последний раз подвергались воздействию солнечного света. Результаты датирования показали, что люди обработали эти бревна почти полмиллиона лет назад.

Это не только доказывает, что на стоянке Каламбо-Фолс люди жили гораздо раньше, чем было известно до сих пор. Находка британских археологов — самое раннее в мире свидетельство намеренной обработки бревен для их соединения. До сих пор археологические доказательства использования древесины человеком ограничивались ее применением для разведения огня, изготовления палок-копалок и копий. Такое открытие ставит под сомнение сложившееся мнение о том, что люди каменного века вели кочевой образ жизни.

Вторая группа находок представлена более мелкими деревянными артефактами, среди которых клинья и палки-копалки. Они датированы периодом 324-390 тысяч лет назад. Добавим, что до этого самые древние артефакты (ашельские рубила) с этой стоянки имели возраст примерно 100 тысяч лет.

Так как находок костей гомининов на этом археологическом участке нет, нельзя сделать вывод о том, кто именно из рода Homo стал основателем стоянки у водопада Каламбо. Это мог быть Homo erectus, самые поздние следы которого в Африке исчезают примерно 400 тысяч лет назад (но остаются в Юго-Восточной Азии). Не исключено, что дома на берегу реки строили совсем другие родственники Homo sapiens — например, загадочный Homo antecesessor.

Вообще, из карты миграций Homo erectus следует, что они должны были уметь делать связные конструкции из древесины. То, что останки их и их потомков обнаружили на удаленных от континента островах Юго-Восточной Азии, невозможно объяснить без использования эректусами плотов или иных деревянных плавсредств.