Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
9 ноября
Александра Медведева

Вакцинация против Covid-19 повысила эффективность лечения рака

4.7

Китайские ученые проверили совместимость иммунотерапии рака носоглотки с вакциной против Covid-19 SinoVac. К их удивлению, препарат не снизил эффективность терапии, а напротив: привитые пациенты гораздо лучше реагировали на лечение и реже жаловались на нежелательные побочные эффекты.

Как правило, пациенты с раком носоглотки проходят иммунотерапию. До сих пор существовали опасения, что вакцинация против коронавируса может снизить эффективность этого лечения или привести к серьезным побочным эффектам. Однако новое исследование, проведенное учеными из Боннского университета (Германия) и Университета Шаньси (КНР), развеяло эти сомнения. Согласно работе, опубликованной в журнале Annals of Oncology, лекарства от рака работали лучше после вакцинации китайским препаратом SinoVac, чем без нее.

Многие раковые клетки способны подавлять иммунный ответ организма. Часто они делают это, воздействуя на рецептор PD1 (Programmed cell death) — мембранный белок, который играет роль в дифференцировке иммунных клеток. Раковые клетки прикрепляются к иммунным клеткам с помощью этого рецептора и блокируют их функции, отключая эндогенные системы защиты организма. При лечении некоторых типов рака применяют иммунотерапию, при которой лекарственный препарат блокирует рецептор PD-1 и не дает раковым клеткам с ним связаться.

Китайская вакцина против Covid-19 SinoVac также стимулирует иммунный ответ с участием рецептора PD-1, поэтому существовали опасения, что прививка не будет совместима с иммунотерапией рака. Этот риск был особенно актуален для рака носоглотки, который, как и SARS CoV-2, поражает верхние дыхательные пути.

Ученые проверили, оправданно ли это беспокойство, и провели обширное исследование, в котором приняли участие более полутора тысяч пациентов, лечившихся в 23 больницах со всего Китая. Из них 373 были вакцинированы SinoVac. Удивительно, но оказалось, что именно эти пациенты значительно лучше реагировали на терапию против PD-1, чем невакцинированные. Кроме того, они заметно реже испытывали серьезные побочные эффекты.

Пока исследователи не могут точно сказать, почему лечение было более успешным после вакцинации. Они предполагают, что вакцинация активировала определенные иммунные клетки, которые затем атаковали опухоль. В дальнейшем ученые планируют более подробно исследовать свою гипотезу.