Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
10 ноября
ТГУ
1 188

Биологи ТГУ изучают, как 5G-излучение влияет на живые организмы

5.1

Ученые из Томского государственного университета проводят исследования, которые помогут выяснить, как электромагнитные волны антенн 5G влияют на физическое состояние и когнитивные функции млекопитающих. Уже получены данные когнитивных текстов у стареющих животных. Разницы в усвоении информации у животных, содержавшихся вблизи источника электромагнитного излучения, и контрольной группы, не подвергавшейся воздействию такового, не выявлено. В процессе дальнейших исследований ученые выяснят, окажется ли пагубным влияние антенны 5G на молодых и половозрелых млекопитающих.

Биологи ТГУ изучают то, как 5G-излучение влияет на живые организмы / ©Пресс-служба ТГУ

Влияние мобильной связи на организм — предмет долгих и активных споров в обществе. Одни утверждают, что сети сотовой связи как чужеродный для эволюции фактор оказывает пагубное воздействие и даже может вызывать серьезные заболевания, другие – что вышки безвредны, ВОЗ же называет электромагнитное загрязнение окружающей среды самым опасным.

Проект реализуется при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030». «Для проведения наших исследований радиофизики ТГУ сконструировали и изготовили антенну 5G, – рассказывает заведующая лабораторией экспериментальной физиологии НИИ биологии и биофизики ТГУ Наталья Кривова. – Объектом исследований выступают самцы крыс разного возраста – молодые, половозрелые и стареющие.

Работа ученых с крысами / ©Пресс-служба ТГУ

Три группы в течение месяца находились в зоне действия данной установки. Для крысы это довольно длительный срок, он соответствует трем-четырем годам жизни человека. Контрольные группы содержались в другом помещении. Сейчас мы проводим оценку физиологических параметров и когнитивные тесты, которые должны показать, влияет ли 5G-излучение на общее состояние крыс и их познавательные способности».

В частности, в ходе исследований оцениваются изменение массы тела животных, температура тела — его поверхности и ядра тела. Когнитивные способности всех групп проверяются в водном лабиринте Морриса. Эксперименты в лабиринте являются одним из основных тестов для изучения пространственной памяти и процесса обучения у грызунов.

«В ходе последующих исследований будет оцениваться состояние кожи животных, – поясняет магистрантка АМП «Биофотоника», сотрудница лаборатории лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения ТГУ Марина Лепехина. – В качестве инструмента используется метод многофотонной микроскопии, который позволяет оценивать сложные процессы, происходящие в клетках и компонентах биологического образца. В частности, мы планируем проследить процесс биосинтеза коллагена».

Наряду с этим будут исследованы свободнорадикальные процессы в отделах мозга, сердца, печени, семенниках; а нейробиологи ТГУ оценят состояние микроглии и сохранность нейронов в различных отделах мозга (кора лобной доли, таламическая область).