Ученые сравнили кишечную микрофлору древних людей с современной — Naked Science

Ученые сравнили кишечную микрофлору древних людей с современной

5.2

Новый анализ указал на бактерии, характерные для жителей доиндустриальных обществ, и на те, которые появились лишь у современных людей.

Один из древних образцов, изученных авторами работы
Один из древних образцов, изученных авторами работы / ©University of Montana

Кишечная микрофлора играет важнейшую роль в пищеварении и работе всего организма, влияя даже на настроение. Состав этих бактерий тесно связан с питанием и позволяет узнать, как менялась диета людей на протяжении развития общества. Такой анализ недавно провела международная команда ученых под руководством профессора Гарвардской школы медицины Александара Костича (Aleksandar Kostic). Их статья опубликована в журнале Nature.

Авторы использовали образцы фекалий из сухих пещер на юге США и в Мексике, датированные возрастом в одну-две тысячи лет. Проанализировав извлеченную из них ДНК, удалось определить присутствие около 500 видов бактерий, почти 40 процентов из которых прежде не обнаруживали в составе кишечной микрофлоры людей. Такое разнообразие сегодня практически не встречается.

С распространением сельского хозяйства и доминированием однотипных злаков уже не требуется помощи множества различных бактерий в пищеварении, и современные люди обходятся более ограниченным набором микробов-симбионтов. Это ученые продемонстрировали, сравнив микрофлору древних жителей Америки с микрофлорой почти 800 нынешних жителей США и Западной Европы, а также представителей сравнительно изолированных сообществ в Танзании, Мексике и Перу.

В частности, бактерию Treponema succinifaciens обнаружили и у древних людей, и у современных изолированных племен, но ни у одного из исследованных жителей развитых урбанизированных обществ. Также любопытно, что у бактерий «древней микрофлоры» шире представлены гены транспозаз — ферментов, необходимых для обмена ДНК. По-видимому, это позволяло им быстрее адаптироваться к изменчивым условиям среды и разнообразию поступающей пищи.

Вместе с тем в таких образцах отсутствовали некоторые микробы, свойственные «современной микрофлоре». Так, там не выявили Akkermansia muciniphila, которая сегодня встречается часто и считается спутницей диеты, богатой мясной и сладкой пищей. По некоторым данным, эти микробы могут играть определенную роль в развитии ожирения, диабета и хроническом воспалении.