Сидячий образ жизни связали с вдвое повышенным риском миомы матки
Привычка проводить время в сидячем положении — как на работе, так и на досуге — чревата множеством неблагоприятных последствий для здоровья, включая ожирение, нарушение метаболизма эстрогенов и хроническое воспаление. Они, в свою очередь, связаны с развитием миомы матки. Насколько повышается риск ее возникновения, если женщина сидит хотя бы по два часа в день на выходных или вечером после работы, выяснили китайские ученые.
Малоподвижный образ жизни — настоящий бич XXI века. К примеру, по некоторым подсчетам, в трех странах Евросоюза больше половины людей работают сидя: в Нидерландах — 55%, в Германии — 54%, в Люксембурге — 52%. Еще в 2016 году ученые заявили, что примерно 3,8% всех смертей в мире происходят из-за ежедневного сидения на протяжении более чем трех часов.
Теперь сотрудники Куньминского медицинского университета, Центра по контролю и профилактике заболеваний Юньнаня, Уханьского центра психического здоровья и Баошаньского колледжа традиционной китайской медицины в КНР выяснили, что сидячий образ жизни — даже вне работы, которая тоже не всегда предполагает движение — связан с повышенным риском возникновения миомы матки. Это самая распространенная доброкачественная опухоль, развивающаяся из гладкомышечных клеток шейки или тела матки у женщин детородного возраста (чаще всего в 40-50 лет). Миома матки может не вызывать симптомов, однако у части пациенток бывают кровотечения, боли тазовых органах и брюшной полости, бесплодие и другие неблагоприятные последствия.
Ученые, статья которых опубликована в журнале BMJ Open, проанализировали данные из проспективного когортного исследования жителей провинции Юньнань. В окончательную выборку вошли 6623 женщины в возрасте 30–55 лет, еще не столкнувшиеся с менопаузой и не беременные. Участницы заполнили анкеты и предоставили информацию о менструальном анамнезе, применении противозачаточных средств, уровне образования, профессии, наличии детей, образе жизни, физической активности и питании. После опроса они прошли физическое обследование (измерения роста и веса) и гинекологическое УЗИ.
Анализ показал, что большинство участниц — 60,8% — проводили в сидячем положении по 2-3,99 часа в день. Причем речь шла не о работе: учитывали такие занятия на досуге, как игра шахматы, использование мобильных телефонов, планшетов, просмотр телевизора, чтение книг или газет, вязание.
У 562 женщин из всей выборки была миома матки. Что касается демографических характеристик, то распространенность этой патологии зависела от возраста: чаще всего миома матки встречалась в группе старше 50 лет, затем — в группе 40-49 лет и у 30-39-летних. Также одномерная логистическая регрессия показала, что с миомой матки коррелировали ИМТ, число благополучно рожденных детей, менструальный статус и сидячий образ жизни.
«По сравнению с женщинами, которые проводили сидя менее двух часов свободного времени ежедневно, у участниц, сидевших по 2-3,99 часа, 4-5,99 часа и более шести часов в день, отношение шансов составило 1,013, 1,215 и 1,936 соответственно. Скорректированный анализ показал, что сидение на досуге положительно коррелирует с риском миомы матки: ее риск у женщин, просиживавших более шести часов в день, оказался в 2,008 раза выше, чем у женщин, сидевших менее двух часов в день в свободное от работы время», — рассказали исследователи.
Они подчеркнули, что вероятность развития миомы матки была выше только у участниц, находившихся в предклиматическом периоде либо имевших индекс массы тела более 24.
Хотя причинно-следственную связь ученым не удалось установить, они предложили объяснить это среди прочего нехваткой витамина D: его дефицит, как показали предыдущие научные работы, служит фактором риска миомы матки, а малоподвижный образ жизни как раз приводит к снижению уровня этого витамина в организме. Кроме того, привычка проводить время в сидячем положении может усугублять метаболические нарушения перед менопаузой и повышать вероятность возникновения доброкачественной опухоли в мышечном слое матки.
Международная группа ученых выяснила, что постепенное потепление океана лишает морской планктон необходимых для жизни питательных веществ. Этот процесс охватывает огромные водные территории и в будущем может кардинально изменить экосистемы по всей планете.
Американские биотехнологи впервые сообщили об обращении вспять клеточного старения в живых клетках печени человека — не мышиных, не синтетических, а именно человеческих. На волне этого результата компания привлекла 435 миллионов долларов и готовится к клиническим испытаниям.
Может ли человек или другое животное воспользоваться преимуществами сна, не смыкая глаз? Этим вопросом задалась команда американских нейробиологов. Они провели эксперимент на грызунах и выяснили, что «включения и выключения» нейронной активности в коре бодрствующих мышей позволяют вызвать некоторые эффекты, аналогичные тем, которые появляются во время фазы медленного сна. Более того, такой подход помог добиться улучшения памяти. Теперь ученые хотят повторить эксперимент на людях.
В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?
Астрономы провели длительную радиодиагностику межзвездного объекта 3I/ATLAS и не нашли признаков искусственных технологий. Наблюдение окончательно подтвердило естественную природу ледяного тела, хотя ученые изначально не ожидали сенсации.
Роль личности в истории чаще всего иллюстрируют правителями или полководцами. Но, глядя на современную карту мира, нельзя не признать: она выглядела бы принципиально иначе, если бы не одна крестьянская девушка, которую сожгли в этот день ровно 595 лет назад.
В высокогорных районах Гималаев появился новый хищник. Он не боится людей, возглавляет стаи собак и все чаще заходит в деревни. Местные жители называют его «кхипшанг». Речь идет о гибриде гималайского волка и бродячей собаки. Ученые опасаются, что этот зверь изменит хрупкий баланс местной дикой природы и в скором времени станет весьма опасным для человека.
В доколумбовых Андах принадлежность к правящему роду определяла доступ к земле, торговле и статусу, поэтому удержать все внутри семьи было вопросом выживания. Ученые выяснили, что элиты долины Чинча решали эту задачу самым прямым способом — заключая браки между родственниками на протяжении как минимум двух поколений.
При совпадении нескольких условий наши глаза способны улавливать излучение в ближнем инфракрасном спектре. Тогда сетчатка начинает работать как нелинейный фотодетектор.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии