24.10.2020
Денис Гордеев
5 412

Медики обнаружили неожиданную пластичность человеческих нейтрофилов

4.8

Когда эти клетки покидают кровообращение и мигрируют в ткани, то приобретают новые, ранее неизвестные свойства.

Нейтрофил
Нейтрофил (в центре) среди других клеток крови / UssurBator / Автор: Cloelia Andronicus

Врожденный иммунитет обычно рассматривают как защитную систему с фиксированными неспецифическими реакциями. Но в последние годы обнаруживается все больше доказательств, которые меняют вышеописанную парадигму.

Так, испанские ученые из Национального центра исследований сердечно-сосудистой системы выяснили, что нейтрофилы, наиболее многочисленные клетки врожденной иммунной системы, выполняют гораздо больше функций, чем считалось ранее, и к тому же более изменчивы. Статья об этом опубликована в журнале Cell.

Ежедневно наш костный мозг производит огромное количество нейтрофилов. Затем эти клетки попадают в кровоток и распределяются почти по всем тканям тела. Там они обеспечивают относительно быстрый неспецифический иммунный ответ на чужеродные патогены.

Нейтрофилы имеют относительно короткую продолжительность жизни — менее 24 часов. Именно поэтому большинство ученых полагают, что у этих клеток крайне ограниченная способность адаптироваться к окружающей среде и приобретать новые функции.

Но новое исследование опровергает это убеждение. Испанские исследователи продемонстрировали, что нейтрофилы легко изменяют свои свойства и приобретают специализированные функции, попадая в определенные ткани. Очевидно, это очень важное свойство для поддержания здоровья человеческого организма.

Попадая в ткани организма, нейтрофилы могут приобретать новые свойства — например, способствовать образованию новых сосудов / Hidalgo, Ballesteros et al., Cell, 2020

«Мы обнаружили, что, когда нейтрофилы покидают кровообращение и мигрируют в ткани, они приобретают новые, ранее неизвестные свойства, — говорит Андрес Идальго, ведущий автор работы. — Самое интересное то, что нейтрофилы, по-видимому, приобретают функции, полезные для определенных тканей в каждом органе». Так, в легких эти клетки вносят вклад в образование кровеносных сосудов, а в коже нейтрофилы помогают поддерживать целостность эпителия. «Эта способность клеток изменять свои свойства была выявлена ​​у здоровых людей, что позволяет предположить, что нейтрофилы участвуют в большом количестве нормальных функций организма помимо борьбы с инфекцией», — подытоживает Идальго.

Механизмы гиперпластичности нейтрофилов пока что изучены плохо, и новые результаты являются важным шагом на пути к заполнению этого пробела в знаниях. Определение этих механизмов поможет ученым продвинуться в лечении некоторых заболеваний, в патологический процесс которых вовлечены клетки иммунной системы. Например, при раке опухоли могут привлекать нейтрофилы к образованию новых кровеносных сосудов для роста.

Ранее мы также писали о первой смерти пациента, повторно заразившегося коронавирусом, и о том, как реснитчатые клетки в носу запускают аллергию.