24.04.2020
София Жаботинская
20 054

Китайские исследователи заявили об успешных испытаниях противокоронавирусной вакцины на макаках

6.3

Инактивированная вакцина PiCoVacc показала хорошие результаты в иммунопрофилактике коронавирусной инфекции у обезьян. Сейчас препарат находится в первой фазе клинических испытаний на людях

вакцина от коронавируса
Тестирование новой вакцины на людях уже стартовало / © Science / Автор: Messiena Lucretius

Специалисты китайской компании Sinovac Biotech заявили о том, что разрабатываемая ими инактивированная вакцина против Covid-19 показала свою эффективность на макаках-резусах. Препарат под названием PiCoVacc (purified inactivated SARS-CoV-2 virus vaccine candidate) защитил животных от вируса, не вызвав при этом заметных побочных эффектов. Статья об исследовании выложена в архиве препринтов BioRxiv.

Авторы работы ввели две разные дозы вакцины (3 мг и 6 мг соответственно) восьми обезьянам. Через три недели после инъекции макакам посредством ингаляции ввели в легкие вирус SARS-CoV-2. После этого ни у одного из подопытных приматов не развилась полномасштабная коронавирусная инфекция.

Макаки, получившие удвоенную дозу, продемонстрировали наилучший ответ на вакцину: через семь дней после вирусной ингаляции ученые не нашли следов вируса в глотке и легких этих животных. У некоторых макак, получивших 3 миллиграма вакцины, по словам ученых, наблюдался «проблеск инфекции», с которым их организм справился без особых трудностей. При этом у всех четырех обезьян из контрольной группы, которых заразили коронавирусом без предварительной иммунизации, развилась тяжелая форма пневмонии, а также наблюдались высокие концентрации вирусной РНК во всех частях тела.

(A) Сила иммунного ответа в организме макак через 7, 14, 21 и 29 дней после иммунизации; (B) Титр нейтрализующих антител в крови макак после вакцинации; (С-E) Количество вирусной РНК в глотке, заднем проходе и легких макак; (F) Результаты гистопатологических исследований животных / © Qin, Gao, Bao et al., 2020.

Результаты исследований PiCoVacc уже вызвали как одобрение, так и критику со стороны других ученых. «Это (инактивированная вакцина — Прим. ред.) старая школа, но это может сработать, — говорит вирусолог Флориан Крамер, изучающий вопрос профилактики Covid-19 и являющийся соавтором отчета о статусе многих вакцин. — Больше всего мне нравится, что многие производители вакцин, в том числе в странах с уровнем дохода ниже среднего, могли бы сделать такую вакцину».

Дуглас Рид из Питтсбургского университета, также занимающийся тестированием противокоронавирусных вакцин на обезьянах, отметил, что количество животных было слишком маленьким для получения статистически значимых результатов. Еще одна важная проблема заключается в том, что у обезьян обычно не развиваются самые серьезные симптомы, которые SARS-CoV-2 вызывает у людей.

Специалисты Sinovac в своей статье признают, что их модель для изучения противокоронавирусной вакцины наверняка не лучшая, но отмечают, что зараженные обезьяны из контрольной группы «имитируют симптомы, похожие на Covid-19». Также исследователи не нашли никаких признаков повреждения легких у макак, которые продуцировали относительно низкий уровень антител, что ранее наблюдалось при испытании вакцин против коронавирусов, родственных SARS-CoV-2.

(A) Филогенетическое распределение штаммов коронавируса; (В) Кинетика PiCoVacc в культурах клеточной линии Vero; (C) Схема подготовки вакцины; (D) Электрофореграмма протеинов вакцины; (Е) Микрофотография вирусных частиц / © Qin, Gao, Bao et al., 2020.

Также в Sinovac изучили вопрос о том, насколько процессы мутации вируса могут снизить эффективность вакцины. Для этого ученые смешали антитела, полученные от обезьян, мышей и крыс, со штаммами вируса, выделенными от пациентов с COVID-19 в Китае, Италии, Швейцарии, Испании и Великобритании. Исследователи сообщают, что антитела нейтрализовали все разновидности вируса, «широко разбросанные по филогенетическому дереву».

Специалисты компании уже начали проведение первой фазы клинических испытаний. В них примут участие 144 китайских добровольца, которые в равных пропорциях получат низкие и высокие дозы, а также плацебо. Хотя плацебо обычно не используются на данной фазе исследований, такая методика поможет выявить побочные эффекты PiCoVacc. Если все будет складываться удачно, вторая фаза исследований стартует уже в мае.

По данным ВОЗ, на данный момент шесть других вакцин против коронавируса уже прошли испытания на людях, а еще 77 находятся в стадии разработки. Подавляющее большинство этих препаратов созданы при помощи современных инструментов генной инженерии, и лишь четыре, как и PiCoVacc, на основе технологии инактивации.