14.04.2020
София Жаботинская

Канадские ученые сообщили, что ремдесивир эффективно останавливает репликацию вируса SARS-CoV-2 (Upd.)

Противовирусный препарат, разработанный в 2015 году, «обманывает» вирусную полимеразу и заставляет ее останавливать синтез РНК.

испытания ремдесивира
Станет ли ремдесивир панацеей против Covid-19? / © Gilead

Исследователи из Университета Альберты опубликовали в The Journal of Biological Chemistry статью, в которой утверждается, что противовирусный препарат ремдесивир эффективно останавливает репликацию коронавируса. Ранее эти же ученые сообщили о том, что препарат хорошо работает против MERS-CoV — возбудителя ближневосточного респираторного синдрома.

Ремдесивир — противовирусный препарат класса ингибиторов РНК-зависимой РНК-полимеразы (полимеразой такого типа пользуется вирус SARS-CoV-2). Он был разработан в 2015 году специалистами из Исследовательского института инфекционных заболеваний армии США. Ремдесивир активно использовался во время эпидемии лихорадки Эбола в 2018 году и был признан безопасным, хотя и менее эффективным, чем моноклональные антитела.

Новая статья детально описывает механизмы работы препарата. По словам ученых, ремдесивир обманывает вирусы, имитируя его строительные белки. «Эти коронавирусные полимеразы очень безалаберны и легко вводят в заблуждение, — поэтически описывает ферменты коронавируса один из авторов работы Маттиас Гетте. — Поэтому ингибитор включается [в процесс репликации] много раз, и вирус больше не способен размножаться».

Структура молекулы ремдесивира / © Wikipedia

Исследования проходили на очищенной РНК-полимеразе SARS-CoV-2. Фермент активно включал ремесдивир (точнее, его активную трифосфатную форму), встраивая его в РНК вместо одного из нуклеотидов. Это, в свою очередь, приводило к тому, что через три нуклеотида от встроенного ремесдевира РНК-полимераза не могла двигаться дальше по синтезируемой цепи, и синтез РНК блокировался.

Ключевая особенность ремесдевира — его высокая селективность (биохимическая избирательность). В этом плане он более эффективен, чем трифосфатные формы таких антивирусных препаратов, как софосбувир, фавипиравир и рибавирин.

По мнению авторов исследования, их результаты, подкрепленные данными более ранних работ на модельных животных и клеточных культурах, свидетельствуют о том, что ремдесивир можно классифицировать как «противовирусное средство прямого действия». Этот факт вселяет в ученых уверенность в перспективности клинических исследований ремдесивира, которые сейчас проходят сразу в нескольких странах, в том числе в России.

Однако Маттиас Гетте предостерегает, что позитивные результаты, полученные в лаборатории, не могут быть использованы для прогнозирования результатов у людей. «Нам стоит набраться терпения и дождаться завершения рандомизированных клинических исследований на людях», — говорит он.

Upd. По последним данным, препарат провалил первое клиническое испытание. Вчера на сайте ВОЗ появилось короткое резюме результатов исследования ремдесивира, в котором сказано, что лекарство не дало улучшения клинических и вирусологических показателей у больных тяжелой формой Covid-19.

Согласно скриншоту, опубликованному интернет-порталом STAT, испытания препарата были остановлены преждевременно. При этом в группе пациентов, которые получали ремдесивир, смертность составляла 13,9%, что даже выше, чем у испытуемых в контрольной группе (12,8%), хотя разница и не является статистически значимой.

Скриншот, на котором можно увидеть краткое резюме по испытаниям ремдесивира / © STAT

Однако позже эта информация была удалена с сайта. «Черновик отчета был предоставлен авторами в ВОЗ, непреднамеренно размещен на веб-сайте и удален, как только была замечена ошибка. Документ в настоящее время проходит экспертную оценку, и мы ждем окончательного варианта, прежде чем ВОЗ сможет его прокомментировать», — сообщила пресс-атташе организации Даниэла Багоцци.

Эми Флад, представитель компании Gilead, которая является разработчиком ремдесивира, заявила, что «эта публикация содержала неуместную характеристику исследования». По ее словам, поскольку исследование было прекращено на ранней стадии и в нем было слишком мало пациентов, оно не может «дать статистически значимые выводы». Однако Флад заверяет, что «тенденции в данных свидетельствуют о потенциальной пользе ремдесивира, особенно среди пациентов, получавших лечение на ранних стадиях заболевания».

Отметим, что данное исследование является лишь одним из нескольких тестов ремдесивира, которые проводятся сейчас. Так, в Чикагском университете препарат испытывают на еще одной группе больных с тяжелой формой коронавирусной инфекции, а Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний США проводит исследования, в которых ремдесивир сравнивается с плацебо.