01.12.2020

Биологи удалили вирус, похожий на ВИЧ, из генома приматов

5.5

Ученые из США отредактировали геном SIV-вируса, близкого к ВИЧ, у приматов, не относящихся к человекообразным. Таким образом специалисты продемонстрировали возможную перспективу борьбы с вирусом иммунодефицита человека.

Нейробиологи удалили вирус, похожий на ВИЧ, из генома приматов / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Nature Communications. SIV-вирус — вирус иммунодефицита обезьян, который вызывает стойкие инфекции по крайней мере у 45 видов приматов (за исключением человека). Ученые из Медицинской школы Льюиса Каца при Университете Тэмпл (США) в 2019 году впервые удалили ВИЧ из ДНК мышей.

Та же группа исследователей провела новый эксперимент, в ходе которого впервые успешно отредактировала SIV в геноме макак-резусов. Модель животного, зараженного вирусом SIV, как сообщают специалисты, — идеальная модель для повторения ВИЧ у людей.

Для этого команда разработала конструкцию для редактирования генов, которая может достигать инфицированных клеток и тканей, служащих резервуарами для SIV и ВИЧ. В этих клетках происходит интегрирование вируса в ДНК хозяина. В связи с таким надежным «хранением» болезни, вызванные подобными вирусами, столь сложно излечить. Антиретровирусная терапия направлена на выведение патогенов из крови, но как только она прекращается, вирусы «выходят» из «укрытий» и вновь возобновляют свою деятельность.

Работа началась с разработки конструкции редактирования генов CRISP-Cas9, специфичных для SIV. Затем на клеточной культуре подтвердили эффективность работы конструкции, которая отщепляла интегрированную ДНК вируса от ДНК клетки-хозяина в нужном месте, без опаски «задеть» соседние гены. Далее ученые упаковали эту конструкцию в носитель аденоассоциированного вируса — AAV9 (как предполагается, он не вызывает заболевания у человека), чтобы можно было ввести его в вену инфицированным SIV макакам.

При этом исследователи отобрали трех инфицированных макак, а три другие — здоровые — были контрольной группой. Первым вводили AAV9-CRISPR-Cas9, а через три недели брали образцы крови и тканей у всех испытуемых. В результате было показано, что поэтапное иссечение ДНК SIV происходило из тканей и клеток крови с высокой эффективностью. Ученые надеются перенести данные своей работы на клинические исследования на людях.