Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
21.01.2019
Редакция Naked Science
2 093

Власти Китая подтвердили существование CRISPR-детей и наличие одной беременности

Девочки-близняшки и мать с еще не родившимся ребенком находятся под пристальным наблюдением врачей, а сам ученый, проводивший эксперимент, как заявляют власти, будет наказан.

1615d711-0e69-4060-8c25-f493b616cb16-epa_epaselect_china_science_hong_kong_he_jiankui

Китайские власти заявили, что возлагают на ученого Хэ Цзянькуя (He Jiankui) полную ответственность за создание первых в мире генетически отредактированных детей. О своем достижении он объявил еще в ноябре прошлого года, после чего власти занялись расследованием этого дела.

Предварительное расследование пришло к выводу, что ученый «организовал проектную группу, включающую иностранный персонал, который намеренно избегал надзора и использовал небезопасную технологию для выполнения редактирования генов эмбрионов человека с целью воспроизводства, что официально запрещено законом».

Как сообщают китайские СМИ, в период с марта 2017 года по ноябрь 2018-го Цзянькуя подделывал результаты этической экспертизы и набрал восемь пар для участия в своем эксперименте, что привело к двум беременностям. По данным следователей, одна из матерей родила близнецов, которых зовут Лулу и Нана, а еще одна женщина до сих пор беременна и носит отредактированный плод. Сейчас младенцы и мать находятся под пристальным медицинским наблюдением.

В интервью газете Beijing Youth Daily Шао Фенг (Shao Feng) из Китайской академии наук, заместитель директора Национального института биологических наук, заявил, что инцидент необходимо тщательно расследовать, и задумался о судьбе CRISPR-детей.

«Если бы я был ответственен за улаживание этого скандала, то, помимо всегда прочего, никогда не сказал бы близнецам, что они отредактированы, и позволил бы им жить своей жизнью, как все нормальные люди. Я думаю, это будет лучшим решением», — уверен Фенг.

На Втором международном саммите по редактированию генома человека в Гонконге ученый впервые заявил, что попытался создать у близняшек устойчивость к ВИЧ, отключив ген CCR5. Цзянькуя дал интервью Associated Press, но никаких научных работ, равно как и независимых доказательств, пока нет. Университет и больница, которая якобы знала о проводимых работах, инициировали собственные расследования.

«Я чувствую большую ответственность за то, чтобы быть не просто первым в этом деле, но и за то, чтобы это стало примером. Общество решит, что делать дальше», — утверждал тогда ученый.

В декабре исследователя заметили в стенах этой больницы в сопровождении конвоя людей в штатском. В некоторых сообщениях средств массовой информации утверждается, что он содержится под домашним арестом или даже задержан. Пресс-секретарь Южного научно-технического университета в Шэньчжэне и работодатель Хэ ранее отвергал слухи об аресте ученого. Власти провинции Гуандун заявили, что по отношению к Хэ Цзянькуя, его коллегам и всем связанным с проектом организациям будет применена соответствующая мера наказания, однако не уточняется, какая именно.