Ученые определили ген, ответственный за клеточное старение — Naked Science
Мария Кривоченко

Ученые определили ген, ответственный за клеточное старение

Биологи знают, что клеточное репрограммирование обращает старение клеток вспять. Но механизмы, ответственные за этот процесс, до сих пор не открыли. В недавнем исследовании группа американских ученых нашла белки, которые регулируют процесс старения клеток.

С помощью клеточного репрограммирования старые МСК омолаживаются, а влияние GATA6 уменьшается / ©AlphaMed Press

Сперва команда биологов из Висконскинского университета в Мэдисоне, США, получила мезенхимальные стволовые/стромальные клетки (МСК) из синовальной жидкости человека — она находится в суставах. Их репрограммировали в индуцированные стволовые клетки и вернули обратно в состояние МСК, таким образом омолодив. Наконец, ученые сравнили полученные клетки с контрольными МСК, над которыми не проводили эксперименты. Результаты работы опубликовали в журнале Sten Cells.

«Мы обнаружили, что активность, связанная с клеточным старением, была ниже в репрограммированных клетках. Это показывает, что мы пустили процесс старения вспять», — рассказал доктор Ван-Цзю Ди, автор исследования.

На втором этапе команда провела анализ клеток, чтобы найти вызванные репрограммированием изменения в экспрессии генов. Биологи обнаружили, что экспрессия белка GATA6 (играет важную роль в развитии кишечника, легких и сердца) в полученных МСК была подавлена. Из-за этого росла активность белков sonic hedgehog (нужен для эмбрионального развития) и FOXP1 (нужен для правильного развития мозга, сердца и легких). Таким образом, путь GATA6/SHH/FOXP1 оказался ключевым механизмом, регулирующим клеточное старение и омоложение.

Далее команда изучила экспрессию генов GATA6 в ответ на каждый из четырех факторов Яманаки (факторы транскрипции — или белки, контролирующие синтез мРНК, — связанные с основными этапами жизненного цикла клеток). Оказалось, OCT4 и KLF4 регулируют активность GATA6 — это подтверждают результаты ранних исследований.

«Мы показали, что мезенхимальные стволовые/стромальные клетки из синовальной жидкости меняют свойства и функции после репрограммирования. Эти изменения фактически омолаживают МСК», — сказал доктор Ли. Он добавил, что их главное достижение — идентификация пути GATA6/SHH/FOXP1, основного молекулярного механизма, контролирующего клеточное старение. «Результаты показывают, как стареют МСК и что они значат для медицины», — заключил он.

«Идентификация пути GATA6/SHH/FOXP1, контролирующего старение мезенхимальных стволовых/стромальных клеток, — важное открытие», — отметил главный редактор журнала Sten Cells Ян Нолт. Преждевременное старение МСК мешает использовать клетки в науке и медицине, так что возможность их омолодить крайне ценна.