Медики научились лечить депрессию электричеством — Naked Science
03.12.2018
Редакция Naked Science

Медики научились лечить депрессию электричеством

Стимуляция орбитофронтальной коры может стать средством для коррекции настроения даже при тяжелой депрессии.

brain_electrode_sites_depression_eddy_chang

Для снижения сильного тремора, от которого страдают люди с болезнью Паркинсона, врачи порой вынуждены прибегать к хирургическому внедрению электродов для точной и глубокой стимуляции определенного участка мозга. Такой подход исследуется и для других тяжелых заболеваний, не поддающихся менее инвазивным способам лечения, включая депрессию. Эдди Чан (Eddie Chang) и его коллеги из Калифорнийского университета в Сан-Франциско показали, что метод действительно позволяет ослабить симптомы тяжелой депрессии.

Статья ученых, опубликованная в журнале Current Biology, сообщает об экспериментах с 25 добровольцами, страдающими эпилепсией и направленными для проведения хирургической операции на мозге. Такая процедура требует точного внедрения электродов для локализации предназначенного к удалению участка, вызывающего припадки. Исследователи воспользовались этим, чтобы изучить, как глубокая стимуляция различных областей влияет на эмоциональное состояние пациентов.

Интересно, что не было найдено никакого существенного влияния при стимуляции большинства вовлеченных в работу наших эмоций участков — миндалевидного тела, гиппокампа, островка, передней поясной коры. Однако состояние пациентов заметно улучшалось, если стимуляция затрагивала латеральные области орбитофронтальной коры, расположенной непосредственно позади глаз. «Орбитофронтальная кора — один из самых недооцененных участков мозга, — говорит Эдди Чан, — а между тем она образует тесные связи со структурами, участвующими в принятии решений, работе эмоций, развитии депрессии, координируя эмоциональную и когнитивную стороны».

Ученые добавляют, что улучшение эмоционального состояния пациентов после стимуляции орбитофронтальной коры наступало практически немедленно и удивляло даже их самих. Депрессия влияет на работу многих структур мозга и зачастую крайне тяжело поддается «исправлению». И хотя даже в тяжелых случаях едва ли кто-то из больных пойдет на имплантацию «поднимающего настроение электрода», открытие команды Эдди Чана дает надежду на создание неинвазивных методов коррекции эмоционального состояния: например, с помощью транскраниальной магнитной стимуляции, электродами, которые помещаются просто на кожу головы.

Тория на Земле много больше урана, но уран пока дешевле. А еще в ториевых реакторах требуется растворение топлива в экзотических прозрачных солях и ряд других необычных технологических решений. И все же Китай пробует свои силы в этой технологии. Причина — надежда на то, что она решит ключевую проблему ядерной энергетики, резко снизив цену ее киловатт-часа. Но, вне зависимости от технического итога эксперимента, ториевые реакторы не будут успешны. Попробуем разобраться почему.