• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
03.12.2018
Редакция Naked Science
531

Палеонтологи нашли «промежуточное звено» эволюции усатых китов

У окаменелых останков предка современных китов не нашлось ни зубов, ни уса.

whale0
©Wikipedia

Одна из самых необычных адаптаций в природе — китовый ус — образуется у этих млекопитающих на месте зубов. Фильтруя морской планктон, именно эти щетинистые роговые пластинки позволяют усатым китам поглощать сотни и тысячи килограммов пищи в день и вырастать самыми крупными животными за всю историю жизни на планете. Происхождение китового уса остается одной из интересных проблем палеонтологии. Новая работа Карлоса Передо (Carlos Peredo) из американского Национального музея естественной истории и его коллег указывает на ключевой этап в эволюции этой структуры — тот момент, когда предки современных китов уже потеряли зубы, но еще не приобрели полноценного уса.

 

Уникальное «промежуточное звено» — китообразное Maiabalaena nesbittae, обнаруженное на территории штата Орегон и датированное возрастом 33 миллиона лет — описано в статье, опубликованной в журнале Current Biology. Окаменелые останки 4,5-метрового животного исследуют с 1970-х, однако современные технологии компьютерной томографии позволили выяснить многие прежде не ясные и важные детали. «Учебники обычно фокусируются на ранних этапах, когда киты перешли с суши в море, — говорят авторы работы. — Maiabalaena указывает на вторую фазу китовой эволюции в больших масштабах. Теперь мы можем уточнить происхождение фильтрующего питания, которое стало одним из важнейших событий в истории китов».

 

Еще лишь осваиваясь в море, предки китообразных пользовались обычными зубами для пережевывания пищи. Сегодняшние дельфины и другие зубатые китообразные сохраняют их до сих пор, однако предки усатых китов начали переход к новой стратегии, которая привела их к развитию уса, происходящего из тех же ороговевших тканей, что наши ногти и волосы. Именно поэтому в окаменелостях они сохраняются хуже, чем кости, и палеонтологи до сих пор не могли сказать, как именно происходили первые этапы замены зубов на ус. Анатомия современных китообразных может указывать на совершенно разные сценарии: так, у кашалотов зубы есть лишь на нижней челюсти, а у нарвалов сохранился и вовсе один-единственный зуб, образующий длинный рог и не использующийся для питания.

 

Именно поэтому изучение останков Maiabalaena nesbittae представляет такой интерес: они относятся к периоду перехода усатых китов к фильтрации и, как показали предыдущие работы, уже не содержат зубов. Однако новые данные компьютерной томографии позволили рассмотреть многие дополнительные детали внутреннего строения древнего кита, обросшие камнем и недоступные для методов прошлого. Прежде всего, верхняя челюсть оказалась слишком тонка для того, чтобы поддерживать весь аппарат китового уса. У сегодняшних усатых китов она отличается исключительной мощностью, а вот M. nesbittae ее еще не развил и, видимо, был и беззуб, и безус.

 

По-видимому, это животное практиковало примитивную форму фильтрации, которая и послужила толчком для развития уса. Развитые костные «узлы» для крепления сильных мышц языка и щек указали, что этот кит мог заглатывать большие объемы воды вместе с мелкой добычей. Это позволило животным отказаться от весьма затратной задачи выращивания и поддерживания в форме зубов — и открыло путь для развития уса, исключительно эффективного фильтра.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 15:39
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

30 ноября
Василий Парфенов

На спутниковых снимках видны след от испытаний ракетного двигателя и внушительное поле обломков. Компания, вероятнее всего, использующая этот тестовый стенд, и ее материнская государственная корпорация никакой информацией об инциденте не поделились.

Сегодня, 11:27
Дарья Губина

Ученые исследовали гранулы магнетита в образцах с поверхности астероида Рюгу и обнаружили на их поверхности соединения азота — элемента, без которого не появилась бы жизнь на Земле.

Позавчера, 15:39
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

29 ноября
Ольга Иванова

Финские ученые узнали, что характер кошек и собак и в первую очередь их привязанность к хозяину формируются под влиянием невротичных проявлений человека.

30 ноября
Василий Парфенов

На спутниковых снимках видны след от испытаний ракетного двигателя и внушительное поле обломков. Компания, вероятнее всего, использующая этот тестовый стенд, и ее материнская государственная корпорация никакой информацией об инциденте не поделились.

15 ноября
Александр Березин

Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.

10 ноября
Михаил Орлов

Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.

Позавчера, 15:39
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: