16.10.2023
Юлия Трепалина

Компонент спермы смягчил падение фертильности мышей с возрастом

4.6

Добавка с полиаминным метаболитом спермидином помогла улучшить качество яйцеклеток и фертильность у пожилых самок мышей.

© Pixabay / Автор: Euclio Drusus

Спермидин — соединение из группы полиаминов, помогающее защищать мужские половые клетки от повреждения и старения. Он присутствует не только в семенной жидкости, но и во всех клетках организма. Частично спермидин синтезируется бактериями в микробиоме кишечника, а также содержится в продуктах, таких как зародыши пшеницы, соя, выдержанные сыры, грибы и прочие.

Известно, что выработка спермидина увеличивается в результате ускорения метаболизма, и, наоборот, при замедлении обмена веществ в организме образуется меньше спермидина. Также его синтез тормозится с возрастом.

Предыдущие исследования показывали, что спермидин благотворно влияет на физиологическое состояние яичников и матки. Однако действие этого соединения на женскую репродуктивную систему в пожилом возрасте детально не изучали. Этой теме посвящена новая работа китайских ученых, опубликованная в журнале Nature Aging. Ее результаты могут лечь в основу терапевтических исследований репродуктивного долголетия.

Ученые из Нанкинского сельскохозяйственного университета (КНР) заметили, что у старых мышей уровень спермидина в яичниках снижался по сравнению с молодыми особями. Процесс сопровождался ухудшением качества ооцитов (будущих яйцеклеток) и другими признаками старения яичников.

Зная из прошлых работ о защитных свойствах спермидина от окислительного стресса, исследователи стали добавлять его пожилым мышам в питьевую воду (три миллимоля) либо ежедневно вводить с помощью внутрибрюшных инъекций (50 миллиграммов на килограмм массы в день).

В результате это восполнило уровень спермидина в яичниках у самок мышей. Кроме того, у подопытных животных повысилось количество и качество фолликулов, особенно преантральных и антральных. У людей это основной диагностический показатель овариального резерва (условного запаса яйцеклеток, которые могут участвовать в процессе оплодотворения).

Но, пожалуй, самым интересным эффектом добавления спермидина стало то, что у пожилых самок мышей почти вдвое выросла численность приплода.

Слева направо: численность приплода у молодых и пожилых самок мышей, а также у пожилых самок после спермидина / © Bo Xiong et al.

По мнению авторов статьи, восстановление ооцитов у пожилых самок мышей под воздействием спермидина по крайней мере частично происходило за счет удаления поврежденных митохондрий и усиления митохондриальной функции. Свое открытие исследователи также подтвердили на ооцитах свиней в условиях окислительного стресса, главного спутника старения.

Ученые полагают, что их работа открывает еще одно направление терапевтической стратегии по продлению репродуктивной жизни женщин — с помощью добавок спермидина. Однако, чтобы проверить, можно ли безопасно и эффективно применять такой подход на людях, нужны дополнительные исследования.