Клетки рака груди превратили в жир - Naked ScienceNaked Science
16 января
Naked Science

Клетки рака груди превратили в жир

Совместив два препарата, ученые смогли остановить распространение опухоли.

Исследователи из Базельского университета (Швейцария) провели опыты на мышах, которым вживили клетки рака груди человека, и, благодаря комбинации двух препаратов, превратили их в жировые клетки, остановив метастазирование. Работа опубликована в журнале Cancer Cell.

Эксперименты биологов основывались на процессе, названном эпителиально-мезенхимальным переходом. Он подразумевает переход клеток эпителиальной ткани, которая выстилает поверхность тела, включая слизистые оболочки внутренних органов, в мезенхиму — совокупность клеток мезодермального происхождения. Клетки мезенхимы способны превращаться в иные — например, в соединительную ткань или кровеносные сосуды. Раковые клетки используют этот механизм, а также обратный (мезенхимально-эпителиальный переход) для распространения по всему организму. Авторам удалось его остановить.

Они привили мышам агрессивную форму рака груди человека, а в качестве лечения использовали комбинацию двух препаратов: росиглитазона (применяется против диабета) и траметиниба, имеющего противораковые свойства. Эти два средства останавливали оба перехода и вызывали процесс, известный как липогенез — превращение в клетки жира.

Эффективность такой терапии не абсолютна: не все раковые клетки превратились в жировые, но измененные уже не обращались в первоначальную форму. Первый автор статьи Герхард Христофори (Gerhard Christofori) отметил другую важную особенность — трансформированные клетки больше не пролиферировали (разрастание ткани).

Раковые клетки помечены зеленым флуоресцентным белком в левой части изображения, красным — жировые клетки. Коричневые блоки в правой части — превращенные в жир раковые клетки. / ©University of Base

Авторы отметили, что оба препарата уже одобрены Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. Это упрощает процедуру клинических испытаний, которые должны начаться в ближайшее время. Если они пройдут удачно, этот вид лечения можно будет совместить с химиотерапией для более эффективного избавления от рака.

Недавно биологи из Базельского университета сообщили об обнаружении вещества, предотвращающего распространение метастазов при раке молочной железы. Его вскоре планируют испытать на людях.

Нейробиологи выяснили, что мозг людей с высокими интеллектуальными способностями имеет более стабильные во времени взаимодействия между нейронами, чем мозг менее умных индивидов.

Даже умеренное употребление беременной женщиной чая или кофе может угрожать потерей ребенка.

Виталий Уткин