Исследование иммунного ответа на коронавирус принесло хорошие новости разработчикам вакцины

5.8

Иммунная система переболевших Covid-19 демонстрирует устойчивый ответ на вирус SARS-CoV-2. Кроме того, ученые обнаружили, что лимфоциты людей, никогда не сталкивавшихся с этим вирусом, тоже на него реагируют.

Микрофотография коронавирусных частиц
Микрофотография коронавирусных частиц / © CI View

Ученые по всему миру пытаются разработать вакцину против коронавируса и спрогнозировать, как будет развиваться пандемия до появления надежного профилактического средства от Covid-19. Но пока никто так и не дал ответы на два важных вопроса, от которых зависит создание вакцины и ситуация с зараженными: способна ли иммунная система обеспечить существенный и длительный ответ на SARS-CoV-2? Может ли воздействие других коронавирусов обеспечить какой-либо иммунитет к SARS-CoV-2?

Исследование, опубликованное в издании Cell, дает положительный ответ на первый из этих вопросов. В нем подробно описываются аспекты иммунного ответа у 20 взрослых людей, недавно выздоровевших от коронавирусной пневмонии. Результаты исследования показывают, что иммунная система организма способна распознавать SARS-CoV-2 несколькими различными способами. Это развеивает опасения по поводу того, что вирус способен уходить от иммунного ответа и сделать разработку вакцины бесполезной.

«То, что мы видим, — устойчивый Т-клеточный ответ на шипиковые белки [вирусных частиц] и другие белки, — говорит один из авторов исследования, биолог Алессандро Сетте. — Люди были очень обеспокоены тем, что Covid-19 якобы не вызывает иммунитета, и сообщения о повторном заражении усилили эти опасения, но теперь знание того, что среднестатистический человек вырабатывает твердый иммунный ответ, должны в значительной степени успокоить тревогу», — добавляет коллега Сетте, профессор Шейн Кротти.

Схема адаптивного иммунного ответа на коронавирус. APC — антигенпрезентующая клетка, Th — Т-хелперы, CTL — цитотоксические лимфоциты (Т-киллеры), B-cell — В-лимфоциты, Plasma Cell — плазматические клетки / © Immunitrack

В своих более ранних исследованиях Кротти и Сетте при помощи методов биоинформатики предсказывали, какие фрагменты вирусных частиц SARS-CoV-2 обладают достаточной иммуногенностью для активации Т-лимфоцитов. В новой работе ученые проверили, насколько хорошо Т-клетки, выделенные у переболевших Covid-19 пациентов, распознают предсказанные фрагменты белка или пептиды. «Мы специально решили изучать людей с нормальным течением заболевания и не нуждающихся в госпитализации, чтобы обеспечить надежную оценку того, как выглядит нормальный иммунный ответ, поскольку вирус может вызывать некоторые очень необычные вещи у отдельных людей», — дополняет Алессандро Сетте.

Все испытуемые проявили выраженный CD4-Т-клеточный иммунный ответ — то есть активацию так называемых Т-хелперов в ответ на антиген. Т-хелперы — клетки, которые распознают антиген и активируют другие типы клеток иммунной системы: в частности, B-лимфоциты, продуцирующие противовирусные антитела. Также у всех пациентов были обнаружены вирус-специфические СD-8-Т-лимфоциты, или же Т-киллеры, которые уничтожают поврежденные вирусами клетки организма.

Исследователи также изучили реакцию Т-клеток в образцах крови, которые были собраны в период между 2015 и 2018 годами, задолго до начала пандемии Covid-19. Лимфоциты из многих образцов обладали заметной реактивностью против SARS-CoV-2, хотя никогда воздействию этого патогена не подвергались.

Ученые связывают этот факт с тем, что люди, у которых брали кровь, ранее сталкивались с менее опасными типами коронавирусов. Тем не менее пока не ясно, какой именно уровень иммунной защиты обеспечивает наблюдаемая перекрестная реактивность Т-лимфоцитов. «Учитывая серьезность продолжающейся пандемии Covid-19, любая степень перекрестно-реактивного иммунитета может оказать существенное влияние на общее течение пандемии и является ключевой деталью, которую следует учитывать эпидемиологам при составлении прогнозов», — подытоживают авторы работы.