10 августа

Глобальное потепление повышает опасность инфекций

5.6

Интерактивная карта демонстрирует влияние десяти климатических факторов — от роста температуры до наводнений — на распространение сотен болезней, показывая, как потепление усиливает угрозу от них.

©Funk Dooby, Flickr

Глобальные изменения климата повышают угрозу большинства инфекций, с которыми люди сталкиваются в разных регионах планеты. К такому выводу пришли исследователи из Гавайского университета, статья которых опубликована в журнале Nature Climate Change. В новой работе они обобщили данные о 375 инфекционных заболеваниях за несколько десятков последних лет, обнаружив, что потепление непосредственно влияет на 218 из них, то есть 58 процентов.

Потепление проявляется не только ростом температуры, но и изменениями влажности, частоты природных катастроф и так далее. Эти факторы могут влиять на распространение множества вирусных, бактериальных, грибковых и иных инфекций. В частности, наводнения способствуют гепатиту, засухи — хантавирусным и другим болезням, переносимым грызунами, жара — малярии и болезням, которые распространяют тропические комары.

Чтобы оценить такие последствия изменений климата, Камило Мора (Camilo Mora) и его коллеги собрали данные свыше 77 тысяч публикаций последних лет, посвященных инфекционным заболеваниям. Примерно в 830 случаях ученым удалось определить соответствующие климатические факторы, сопровождавшие распространение эпидемии. Это позволило сопоставить 375 болезней более чем с сотней путей их распространения и десятью проявлениями глобального потепления — от усиления ураганов и природных пожаров до «тепловых волн» и повышения уровня океана. Результаты авторы свели в наглядную интерактивную карту.

Связь между инфекционными заболеваниями (справа), путями их распространения (в центре) и различными проявлениями глобального потепления (слева) / © Camilo Mora, CC BY-ND

Работа показала, что среди климатических и погодных факторов, которые оказывают наибольшее влияние на этот процесс, — рост температуры воздуха (160 болезней), осадков (122 болезни) и наводнения (121). В большинстве случаев это происходит через переносчиков инфекций — будь то насекомые, грызуны либо летучие мыши.

Ученые выделили четыре главных вектора такого влияния. Во-первых, изменения климата приближают патогены к человеку — например, расширяя ареал тропических комаров. Во-вторых, они приближают людей к патогенам — к примеру, заставляя чаще посещать общественные бассейны и пляжи в жару. В-третьих, рост температуры ослабляет способности организма сопротивляться болезни. Наконец, он же может усиливать многие инфекционные агенты — например, делая вирусы и грибы устойчивее к высокой температуре.