20.10.2023
Дарья Сидельникова
2 904

Ученые выяснили, сколько часов сна в день приводят к депрессии у пожилых

4.1

Исторически плохой сон считался побочным эффектом разных психических заболеваний. Новое исследование показало, что даже незначительная бессонница может быть триггером для развития этих проблем, особенно среди пожилых людей.

Кадр из фильма «Ванильное небо» / © Summit Entertainment / Автор: Артем Фомин

Короткий (менее пяти-шести часов в сутки) и длительный сон (более 8-10 часов в сутки) считается субоптимальной продолжительностью сна, которая наряду с депрессией вносит основной вклад в бремя общественного здравоохранения среди пожилых людей. Распространенность депрессии, как и проблем со сном, возрастает с возрастом. Учитывая всемирное явление старения населения, возникла острая потребность в лучшем понимании механизма, определяющего связь субоптимальной продолжительности сна и возникновения депрессии у пожилых.

Ученые из Института эпидемиологии и здравоохранения Университетского колледжа Лондона (Великобритания) проанализировали данные людей, которым в среднем было по 65 лет, и обнаружили, что короткий сон связан с появлением симптомов депрессии. Исследование опубликовано в журнале Translational Psychiatry.

Ученые использовали генетические данные и информацию о состоянии здоровья (продолжительность сна и симптомы депрессии) 7146 британцев. Все они участвовали в междисциплинарном проспективном когортном исследовании национально репрезентативных мужчин и женщин в возрасте 50 лет и старше.

И продолжительность сна, и депрессия частично передаются по наследству от одного поколения к другому. Более ранние исследования близнецов показали, что примерно 35% случаев депрессии передаются по наследству, а генетические различия составляют 40% различий в продолжительности сна.

Участники спали в среднем по семь часов в сутки. Более 10% — менее пяти часов в сутки в начале периода исследования, к концу этот показатель вырос до 15%. Доля участников, классифицированных как «имеющие депрессивные симптомы», увеличилась примерно на три пункта — с 8,75 до 11,47%.

По словам ученых, это первое исследование, в котором полигенную предрасположенность применили для проспективного изучения направленности между субоптимальной продолжительностью сна и депрессией на большой репрезентативной выборке пожилых людей. Результаты показали, что генетическая предрасположенность к короткому сну тесно связана с возникновением депрессии в течение среднего восьмилетнего периода, но генетическая предрасположенность к общей продолжительности сна и длительному сну — нет.

Ученые установили, что люди, спящие по пять часов или меньше, в 2,5 раза чаще страдают от симптомов депрессии, в то время как люди с симптомами депрессии на треть чаще страдают от короткого сна.

Исследователи также обнаружили связь между продолжительным сном и развитием симптомов депрессии: у участников, спящих более девяти часов, вероятность развития депрессивных симптомов была в 1,5 раза выше, чем у тех, кто спит в среднем по семь часов. Однако спустя 4-12 лет депрессивные симптомы не были связаны с более длительным сном, что соответствовало генетическим данным.

Ранее ученые из Медицинского центра Бет Исраэль Диаконисса в Бостоне и Гарвардской медицинской школы (США) сообщили, что хороший сон сокращает риск преждевременной смерти на 30%. При этом у мужчин, которые имели «идеальный» сон, продолжительность жизни оказалась больше почти на пять лет, а у женщин — на 2,4 года.

А ученые из Колумбийского университета в Нью-Йорке (США) выяснили, что даже умеренный хронический дефицит сна приводит к проблемам с сердцем.