Кормившие грудью заметно реже умирают от сердечно-сосудистых заболеваний
Ранее было известно только о снижении у них риска рака груди, яичников и диабета второго типа. Новая работа показывает, что аналогичный эффект наблюдается для значительно более широкого спектра болезней.
Исследователи из Австрии и Великобритании проанализировали все крупные работы, затрагивающие смертность кормящих матерей от сердечно-сосудистых заболеваний. В результате они пришли к выводу, что и сами эти заболевания, и риск смерти от них у кормящих женщин существенно ниже, чем у сверстниц, никогда не кормивших детей грудью. Соответствующая статья опубликована в Journal of the American Heart Association.
Всего ученые включили в работу информацию по 1,19 миллиона рожавших женщин, средний возраст которых на момент окончания учета данных составил 51,3 года. Средний возраст первых родов был 24,6 года, а среднее число родов — 2,3. Из них 82% отметили, что кормили грудью какое-то время своей жизни. Средняя продолжительность грудного вскармливания составила 15,6 месяца. За время наблюдений после родов у женщин выявили более 100 тысяч случаев сердечно-сосудистых заболеваний, 10 766 по этой причине умерли.
Сгруппировав кормивших грудью в возрастные группы, разделенные по факторам риска (курение/некурение и так далее), авторы работы выяснили, что кормившие женщины сталкивались с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 11% реже никогда не кормивших.
При этом риск смерти от таких болезней у них оказался на 17% ниже: то есть даже в случае, если заболевание все же наступало, к летальному исходу оно приводило не так часто. Как и можно было ожидать, вероятность смерти такого рода была ниже всего у тех женщин, что кормили дольше — 12 месяцев и более. Те, кто за жизнь кормили меньше 12 месяцев, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний чаще долго кормивших, но все равно реже тех, кто не кормил ни разу.
Механизм этого снижения не вполне ясен. Однако известно, что при кормлении грудью у женщин выделяется окситоцин. С этим гормоном связывают снижение кровотечения после родов, более быстрое уменьшение размеров матки до стандартных и целый ряд других процессов. Возможно, он как-то коррелирует и с меньшей вероятностью развития рака груди и яичников у кормящих женщин — причем риск остается сниженным на протяжении всей жизни.
Следует отметить, что авторы работы не включили в нее женщин, которые вообще не имели детей. Из-за этого возникает резонный вопрос, как обстоят дела у них, но исследователи на нем специально не останавливаются.
В научной литературе встречаются попытки выяснить частоту сердечно-сосудистых заболеваний у детных и бездетных женщин, но их результаты заметно разнятся у разных групп авторов. Связь между числом детей и риском смерти от сердечно-сосудистых заболеваний пока изучена мало. Достоверно установлено лишь, что женщины и мужчины, у которых были дети, живут дольше, чем те, у кого их не было. Например, на шведском материале детные мужчины жили на 2,0 года дольше бездетных сверстников, а женщины — на 1,5 года.
В то же время достаточно сложно сказать уверенно, что причина тут в более низкой смертности от сердца и сосудов. Дело в том, что, как мы уже писали, риск рака у детных людей заметно ниже, чем у бездетных (причем вне зависимости от пола родителя). Причины этого могут быть связаны с тем же окситоцином (он вырабатывается и отцов, видящих своих детей). Поскольку значительная часть всех смертей вообще приходится именно на рак, причиной большей продолжительности жизни в этом случае может быть именно его меньшая вероятность (а не сниженный риск сердечно-сосудистых заболеваний).
Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.
Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.
Американское Министерство войны продолжает публиковать документы и видеозаписи о наблюдении неопознанных летающих объектов. Как и ранее, происхождение объектов из наблюдений неясно, но достаточно очевидно, что как минимум часть из них не относятся к известным сегодняшней науке природным феноменам.
Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.
Американское Министерство войны продолжает публиковать документы и видеозаписи о наблюдении неопознанных летающих объектов. Как и ранее, происхождение объектов из наблюдений неясно, но достаточно очевидно, что как минимум часть из них не относятся к известным сегодняшней науке природным феноменам.
Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.
Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.
Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.
Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии