Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Культурные различия оказались связаны с оценкой креативности
Ученые НИУ ВШЭ выяснили, что люди, принадлежащие к разным культурам, по-разному оценивают творчество других людей. Россияне считают, что чем необычнее рисунок, тем он креативнее, а участники из ОАЭ — наоборот.
Статья опубликована в журнале Frontiers in Psychology. Культурные особенности определяют то, как человек оценивает результат творческой деятельности других людей. Через культуру люди неосознанно усваивают представления о креативности и творческой деятельности. Они, в свою очередь, влияют на оценку творческого труда. Однако до сих пор неизвестно, как культурные различия проявляются в оценках таких работ.
Чтобы это выяснить, доцент факультета социальных наук ВШЭ Анатолий Хархурин (при участии доцента факультета социальных наук ВШЭ Сергея Яголковского) провел исследование в рамках проекта Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
На первой стадии работы исследователи использовали тест на структурированное воображение Томаса Уорда. В исследовании участвовали студенты Высшей школы экономики и Американского университета Шарджи (ОАЭ). Испытуемых просили вообразить, нарисовать и описать существо, живущее на другой планете. С помощью этого теста оценивали способность респондентов мыслить нестандартно.
Все рисунки анализировали по трем признакам: наличию двусторонней симметрии, двух глаз и четырех конечностей. Инопланетяне, имеющие все три свойства, похожи на привычные нам изображения обитающих на Земле людей и животных. Однако инопланетянина можно нарисовать и нарушив эти правила.
Затем полученные рисунки оценили члены жюри из России и ОАЭ. Российское жюри включало 53 учащихся 17–20 лет, эмиратское — столько же участников в возрастном диапазоне от 17 до 26 лет. Для этого было отобрано 100 работ — поровну от представителей двух стран. Задачей жюри было оценить креативность работ по пятибалльной шкале.
Ученые предположили, что представители различных культур должны были оценить рисунки по-разному. Российское жюри присудило всем участникам вне зависимости от национальности больше баллов, чем коллеги из ОАЭ. Помимо этого, рисунки российских студентов были оценены выше, чем рисунки эмиратских студентов, как российскими, так и эмиратскими арбитрами. Рисунки россиян получили 3,12 балла от соотечественников и 2,54 — от эмиратцев, в то время как рисунки эмиратцев получили 2,33 балла от россиян и 1,94 — от соотечественников.
Анализ полученных данных показал, что отличия в оценках были связаны с тем, насколько привычно выглядели инопланетяне на рисунках. В первой фазе исследования участники из ОАЭ, рисуя инопланетян, в целом реже отклонялись от инвариантов, чем россияне. Это может объясняться неодобрением творческого задания, предполагающего нарушения правил.
Группа из ОАЭ чаще считала рисунки инопланетян, непохожих на земных существ, менее привлекательными — следовательно, эти рисунки оценивались как менее креативные. В то же время российские испытуемые, напротив, считали, что чем меньше инопланетянин похож на земное животное или человека, тем креативнее весь рисунок.
«Люди разных культур по-разному оценивают творческую работу. Представители западных стран ценят в произведении новизну и оригинальность, а люди из восточных стран — эстетичность и доброкачественность выполненной работы. Поэтому в западных странах выход за пределы общепринятых стандартов поощряется, а в восточных ценится ниже», — считает Анатолий Хархурин.
Однако при всех культурных различиях в восприятии креативности российское и эмиратское жюри выше оценили креативность рисунков, созданных участниками из России. Это может быть связано с тем, что правила эстетики, в отличие от убеждений, связанных с творчеством, универсальны для разных культур, и обе группы находили рисунки российских участников более эстетичными. Подробнее в материале IQ.HSE.
Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.
На Большом адронном коллайдере ученые почти сталкивали на высоких скоростях ядра свинца и получили при этом следовые количества золота. Исследователи собрали данные об этом процессе на детекторе ALICE.
Обитающие в лесах Уганды шимпанзе используют лекарственные растения для обработки ран не только у себя, но и у своих сородичей. По мнению авторов новой работы, в которой задокументированы такие случаи, эти открытия проливают свет на эволюционные корни человеческой медицины.
Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.
Исследуя генетическое происхождение мужского населения Нидерландов, ученые заметили географические особенности распределения гаплогрупп. Теперь, чтобы их объяснить, проанализировали Y-хромосомы сотен человек, начиная с раннего Средневековья, в сравнении с геномами современного населения страны. Авторы рассчитывали обнаружить непрерывность популяций, однако столкнулись с неожиданными сложностями.
Когда пальцы долго находятся в воде, кожа на них начинает морщиться. Из-за чего и по какому принципу это происходит, долгое время известно не было. Однако специалисты по биомедицине из США нашли ответы на оба вопроса.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии