Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Культурные различия оказались связаны с оценкой креативности
Ученые НИУ ВШЭ выяснили, что люди, принадлежащие к разным культурам, по-разному оценивают творчество других людей. Россияне считают, что чем необычнее рисунок, тем он креативнее, а участники из ОАЭ — наоборот.
Статья опубликована в журнале Frontiers in Psychology. Культурные особенности определяют то, как человек оценивает результат творческой деятельности других людей. Через культуру люди неосознанно усваивают представления о креативности и творческой деятельности. Они, в свою очередь, влияют на оценку творческого труда. Однако до сих пор неизвестно, как культурные различия проявляются в оценках таких работ.
Чтобы это выяснить, доцент факультета социальных наук ВШЭ Анатолий Хархурин (при участии доцента факультета социальных наук ВШЭ Сергея Яголковского) провел исследование в рамках проекта Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
На первой стадии работы исследователи использовали тест на структурированное воображение Томаса Уорда. В исследовании участвовали студенты Высшей школы экономики и Американского университета Шарджи (ОАЭ). Испытуемых просили вообразить, нарисовать и описать существо, живущее на другой планете. С помощью этого теста оценивали способность респондентов мыслить нестандартно.
Все рисунки анализировали по трем признакам: наличию двусторонней симметрии, двух глаз и четырех конечностей. Инопланетяне, имеющие все три свойства, похожи на привычные нам изображения обитающих на Земле людей и животных. Однако инопланетянина можно нарисовать и нарушив эти правила.
Затем полученные рисунки оценили члены жюри из России и ОАЭ. Российское жюри включало 53 учащихся 17–20 лет, эмиратское — столько же участников в возрастном диапазоне от 17 до 26 лет. Для этого было отобрано 100 работ — поровну от представителей двух стран. Задачей жюри было оценить креативность работ по пятибалльной шкале.
Ученые предположили, что представители различных культур должны были оценить рисунки по-разному. Российское жюри присудило всем участникам вне зависимости от национальности больше баллов, чем коллеги из ОАЭ. Помимо этого, рисунки российских студентов были оценены выше, чем рисунки эмиратских студентов, как российскими, так и эмиратскими арбитрами. Рисунки россиян получили 3,12 балла от соотечественников и 2,54 — от эмиратцев, в то время как рисунки эмиратцев получили 2,33 балла от россиян и 1,94 — от соотечественников.
Анализ полученных данных показал, что отличия в оценках были связаны с тем, насколько привычно выглядели инопланетяне на рисунках. В первой фазе исследования участники из ОАЭ, рисуя инопланетян, в целом реже отклонялись от инвариантов, чем россияне. Это может объясняться неодобрением творческого задания, предполагающего нарушения правил.
Группа из ОАЭ чаще считала рисунки инопланетян, непохожих на земных существ, менее привлекательными — следовательно, эти рисунки оценивались как менее креативные. В то же время российские испытуемые, напротив, считали, что чем меньше инопланетянин похож на земное животное или человека, тем креативнее весь рисунок.
«Люди разных культур по-разному оценивают творческую работу. Представители западных стран ценят в произведении новизну и оригинальность, а люди из восточных стран — эстетичность и доброкачественность выполненной работы. Поэтому в западных странах выход за пределы общепринятых стандартов поощряется, а в восточных ценится ниже», — считает Анатолий Хархурин.
Однако при всех культурных различиях в восприятии креативности российское и эмиратское жюри выше оценили креативность рисунков, созданных участниками из России. Это может быть связано с тем, что правила эстетики, в отличие от убеждений, связанных с творчеством, универсальны для разных культур, и обе группы находили рисунки российских участников более эстетичными. Подробнее в материале IQ.HSE.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
Коллектив исследователей из МФТИ и Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича (ИППИ РАН) разработал математическую модель, описывающую, как системы искусственного интеллекта влияют на собственное будущее, обучаясь на данных, которые сами же и породили. Ученые создали теоретический каркас, объясняющий природу «цифровых эхо-камер» и механизм, из-за которого умные алгоритмы со временем могут терять адекватность или усиливать социальные предрассудки.
Является ли моногамия естественным состоянием для человека? Новое исследование, основанное на анализе почти 200 тысяч родословных млекопитающих, подтвердило это суждение, поместив Homo sapiens в один эволюционный ряд с сурикатами и гиббонами.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
