• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
12.01.2022, 11:00
НИУ ВШЭ
3,2 тыс

Культурные различия оказались связаны с оценкой креативности

❋ 4.8

Ученые НИУ ВШЭ выяснили, что люди, принадлежащие к разным культурам, по-разному оценивают творчество других людей. Россияне считают, что чем необычнее рисунок, тем он креативнее, а участники из ОАЭ — наоборот.

Культурные различия оказались связаны с оценкой креативности / ©Getty images / Автор: Павел Сорокин

Статья опубликована в журнале Frontiers in Psychology. Культурные особенности определяют то, как человек оценивает результат творческой деятельности других людей. Через культуру люди неосознанно усваивают представления о креативности и творческой деятельности. Они, в свою очередь, влияют на оценку творческого труда. Однако до сих пор неизвестно, как культурные различия проявляются в оценках таких работ.

Чтобы это выяснить, доцент факультета социальных наук ВШЭ Анатолий Хархурин (при участии доцента факультета социальных наук ВШЭ Сергея Яголковского) провел исследование в рамках проекта Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

На первой стадии работы исследователи использовали тест на структурированное воображение Томаса Уорда. В исследовании участвовали студенты Высшей школы экономики и Американского университета Шарджи (ОАЭ). Испытуемых просили вообразить, нарисовать и описать существо, живущее на другой планете. С помощью этого теста оценивали способность респондентов мыслить нестандартно.

Все рисунки анализировали по трем признакам: наличию двусторонней симметрии, двух глаз и четырех конечностей. Инопланетяне, имеющие все три свойства, похожи на привычные нам изображения обитающих на Земле людей и животных. Однако инопланетянина можно нарисовать и нарушив эти правила.

Затем полученные рисунки оценили члены жюри из России и ОАЭ. Российское жюри включало 53 учащихся 17–20 лет, эмиратское — столько же участников в возрастном диапазоне от 17 до 26 лет. Для этого было отобрано 100 работ — поровну от представителей двух стран. Задачей жюри было оценить креативность работ по пятибалльной шкале.

Ученые предположили, что представители различных культур должны были оценить рисунки по-разному. Российское жюри присудило всем участникам вне зависимости от национальности больше баллов, чем коллеги из ОАЭ. Помимо этого, рисунки российских студентов были оценены выше, чем рисунки эмиратских студентов, как российскими, так и эмиратскими арбитрами. Рисунки россиян получили 3,12 балла от соотечественников и 2,54 — от эмиратцев, в то время как рисунки эмиратцев получили 2,33 балла от россиян и 1,94 — от соотечественников.

Анализ полученных данных показал, что отличия в оценках были связаны с тем, насколько привычно выглядели инопланетяне на рисунках. В первой фазе исследования участники из ОАЭ, рисуя инопланетян, в целом реже отклонялись от инвариантов, чем россияне. Это может объясняться неодобрением творческого задания, предполагающего нарушения правил.

Группа из ОАЭ чаще считала рисунки инопланетян, непохожих на земных существ, менее привлекательными — следовательно, эти рисунки оценивались как менее креативные. В то же время российские испытуемые, напротив, считали, что чем меньше инопланетянин похож на земное животное или человека, тем креативнее весь рисунок.

«Люди разных культур по-разному оценивают творческую работу. Представители западных стран ценят в произведении новизну и оригинальность, а люди из восточных стран — эстетичность и доброкачественность выполненной работы. Поэтому в западных странах выход за пределы общепринятых стандартов поощряется, а в восточных ценится ниже», — считает Анатолий Хархурин.

Однако при всех культурных различиях в восприятии креативности российское и эмиратское жюри выше оценили креативность рисунков, созданных участниками из России. Это может быть связано с тем, что правила эстетики, в отличие от убеждений, связанных с творчеством, универсальны для разных культур, и обе группы находили рисунки российских участников более эстетичными. Подробнее в материале IQ.HSE. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
10 декабря, 11:49
Игорь Байдов

Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.

10 декабря, 17:17
ФизТех

Коллектив исследователей из МФТИ и Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича (ИППИ РАН) разработал математическую модель, описывающую, как системы искусственного интеллекта влияют на собственное будущее, обучаясь на данных, которые сами же и породили. Ученые создали теоретический каркас, объясняющий природу «цифровых эхо-камер» и механизм, из-за которого умные алгоритмы со временем могут терять адекватность или усиливать социальные предрассудки.

10 декабря, 13:58
Андрей Серегин

Является ли моногамия естественным состоянием для человека? Новое исследование, основанное на анализе почти 200 тысяч родословных млекопитающих, подтвердило это суждение, поместив Homo sapiens в один эволюционный ряд с сурикатами и гиббонами.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

10 декабря, 11:49
Игорь Байдов

Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно