Тонкая настройка жизни. Как «взломать» организм с помощью генетического теста — Naked Science
24.10.2018

Тонкая настройка жизни. Как «взломать» организм с помощью генетического теста

Программа, зашифрованная в ДНК, позволяет кардинально улучшить показатели в спорте, правильно питаться и быть здоровее.

Как провозглашает суперзвезда современной футурологии Юваль Ной Харари, чьи книги стали настольными у завсегдатаев Давосского экономического форума, XXI век станет веком людей улучшенных, людей усовершенствованных. Уже недостаточно просто вести здоровый образ жизни и лечиться у хороших врачей, чтобы оставаться конкурентоспособным на протяжении ближайших десятилетий. Если вы не начнете пользоваться передовыми достижениями современных технологий сейчас, то безнадежно отстанете.

Одно из главных направлений на острие прогресса — это, конечно, генетика. Большинство из нас ведет жизнь вслепую: пробует разные диеты, виды физической активности, неожиданно находит у себя скрытые болезни, тратит месяцы, а иногда и годы на деятельность, которая или не приносит плодов, или требует для этого слишком больших усилий. На самом деле, всего этого можно избежать, если работать на опережение, заранее зная свои сильные и слабые стороны и выбирая только то, что индивидуально подходит. Вместе с компанией MyGenetics рассказываем, как всего лишь один ДНК-тест может составить дорожную карту жизни.

ДНК — правила работы организма

ДНК — молекула, обеспечивающая хранение и передачу информации о функционировании и развитии живых существ. ДНК присутствует в каждой клетке и представляет собой «программу», от которой зависит, как протекает большинство процессов в организме. Мы получаем эту молекулу от наших родителей раз и навсегда — она никогда не меняется. С наследственностью связаны все аспекты нашей жизни — предрасположенность к заболеванием, внешний вид, интеллект, физические способности и темперамент. Конечно, тут нет полной предопределенности — многое зависит от внешней среды и привычек человека. Но даже по оценкам Всемирной организации здравоохранения, гены определяют наше здоровье как минимум на 40%.

Что могут ДНК-тесты

Компания MyGenetics предлагает несколько видов ДНК-тестов: MyBeauty (позволяет построить персональную систему по уходу за кожей и волосами для сохранения молодости), MyBaby (рекомендации по питанию и физическим нагрузкам для правильного развития ребёнка), а есть полный — MyWellness, который включает в себя три важных направления: питание, спорт и здоровье. Его и рассмотрим подробнее.

Так выглядит отчет MyGenetics по анализу ДНК

Wellness: здоровье

Многие из нас до сих пор думают о своем здоровье только в ситуации, когда оно нас подводит. Мы заболеваем — мы лечимся. Но часто бывает слишком поздно или слишком затратно. Конечно, в разы более эффективно позаботиться обо всем заранее. Да, польза от профилактики и ЗОЖ известна многие десятилетия, однако на самом деле классическая профилактика направлена на все заболевания без учета индивидуальных особенностей, а общие рекомендации ЗОЖ максимально расплывчаты и в реальности на всех действуют по-разному.

Современная концепция wellness на основе генетического теста отличается от обычной профилактики и ЗОЖ, как эйнштейновская физика — от ньютоновской. Во-первых, вы понимаете, чего стоит опасаться лично вам. Во-вторых, за один тест вы получаете информацию по некотоым заболеваниям, и сможете начать снижать риск за много лет до появления возможных проблем. Например, при определенной вариации гена CYP1A кофе может увеличивать артериальную гипертензию и риск инфаркта миокарда. При полиморфизме гена MTHFR неэффективна фолиевая кислота, которую обычно назначают врачи для профилактики атеросклероза. Вариант гена APOE4 связан с увеличением риска болезни Альцгеймера. В таком случае необходим превентивный прием омега-3 для профилактики этого заболевания.Таких примеров сотни.

Сейчас все более популярным становится так называемый биохакинг. Энтузиасты пытаются избежать болезней, продлить жизнь и до максимума разогнать свою продуктивность с помощью фанатичной приверженности спорту, режиму, борьбе с вредными привычками, кропотливому учету всех своих действий и конечно препаратам. Некоторые из них принимают десятки и даже сотни разных витаминов и биологических добавок. Делать это без знаний о том, какие из них могут быть тебе по-настоящему полезны, не только глупо, но и опасно.

Wellness: питание

Питание — основа здоровья, а также один из факторов, который определяет, как мы выглядим, а значит и нашу уверенность в себе. Вес на 40-60% обусловлен генетически, от ДНК зависит наш аппетит и предпочтения в еде.

Диеты (речь не о кратковременных способах похудеть, а долгосрочных системах питания) — предмет ожесточенных споров в научных и медицинских сообществах. Много десятилетий главным врагом считали жир, и большинство рекомендаций диетологов были направлены на его снижение, а маркетологи производителей продуктов питания делали ставку на «обезжиренность». В последние несколько лет жир был в целом реабилитирован, основным злом объявлены углеводы, а различные низкоуглеводные диеты, например LCHF, стали невероятно модными, приобретя у своих адептов статус чуть ли не панацеи. Это, в свою очередь, вызвало неприятие у кардиологов, которые напомнили о вреде высокожировых диет для сердца.

На самом деле, все эти бесконечные споры имеют мало смысла — просто кому-то больше подходят низкоуглеводные, кому-то более сбалансированные системы питания. Например, тем, у кого редкий вариант гена FTO, подойдет высокобелковая диета, обладателям CC-генотипа гена TCF7L2 — диета с высоким содержанием клетчатки и пониженным количеством углеводов. А вот у людей с А-генотипом гена FABP2 увеличенное потребление жиров ведет к повышению «плохого» холестерина.

Одно из самых масштабных исследований в сфере нутригенетики (раздела генетики, изучающего питание) Food4me Strategies for Personalized Nutrition показало, что рекомендации на основе ДНК-исследований эффективнее по сравнению с общими, направленными на здоровый образ жизни. Ученые из 10 европейских университетов подтвердили это после изучения жизни более полутора тысяч людей.

Wellness: спорт

Физическая активность — еще один из столпов, на котором зиждется наше здоровье, благополучие и продуктивность. И здесь так же нельзя действовать вслепую. Мы можем поддаться, например, моде на бег, начать им заниматься — и после многократных попыток не получить удовольствия и не увидеть заметных результатов, пока другие уже бегают марафоны. В порыве самобичевания мы будем винить недостаток собственного упорства, не понимая, что такой вид активности просто нам не очень подходит, и это было заложено в нас изначально.

Два основных типа физических нагрузок — силовые и аэробные — задействуют разные механизмы в организме и по-разному используют его слабые и сильные стороны. Например, ген ACTN3 определяет скорость сокращения и количество мышечных волокон, а ген ACE отвечает за адаптацию сердечно-сосудистой системы к мощным нагрузкам. При наличии благоприятных вариаций этих генов стоит заниматься силовыми нагрузками — качать «железо». Разница от таких предрасположенностей бывает впечатляющей. По данным одного исследования, часть людей за 12 недель одинаковых нагрузок смогла увеличить мышцы на 59%, другая — всего на 2%. В свою очередь, ген ADRB2 отвечает за развитие аэробной выносливости, которая определяет наши успехи в активности с невысокой мощностью — это бег на средние и длинные дистанции, велосипед, лыжи и прочее «кардио».

Генетический тест способен даже определить, в какое время суток лучше заниматься спортом именно вам. Например, в зависимости от работы генов ADRB2 (влияет на скорость расщепление углеводов) и ADRB3 (запускает расщепление жиров), можно понять, когда лучше проводить тренировки — утром или вечером.

Как это работает

Пройти генетический тест в MyGenetics просто. Нужно заказать его на сайте или по телефону — служба экспресс‑доставки привезет комплект для ДНК‑тестирования домой или в офис. Забор материала проводится ватной палочкой по внутренней стороне щеки, после этого его везут в лабораторию. Посмотреть пример отчета, который получает клиент, можно здесь.

Комплект для сбора ДНК-материала

Технологии ДНК-анализа MyGenetics проводятся на основе международных исследований Stanford University, данных NCBI (США) и уже упомянутого Европейского научно-исследовательского консорциума Food4Me. Анализ проводится методом ПЦР в реальном времени, его точность составляет 99%. Интерпретируются данные в соответствии с существующими метаанализами исследований, обычно вероятность ошибки в таких работах <0,01%.

ДНК-тест — инструкция к вашему организму

Здоровье и зависящая от него продуктивность — возможно, самый ценный актив современного человека. Это база, которая позволяет реализовать все задуманные жизненные задачи. И действовать тут вслепую, когда существуют научные и доказавшие свою эффективность методы, позволяющие определить свои сильные и слабые стороны, — непростительная роскошь. Генетический тест позволяет выявить заложенные природой индивидуальные особенности человека и на их основе выстроить подробные инструкции по правильному питанию, здоровому образу жизни и эффективному занятию спортом.

Грамотное использование данных ДНК-теста может значительно увеличить качество жизни и обеспечить выход на максимум человеческих возможностей. Мы живем в удивительное время, когда научно-технический прогресс достиг такой скорости и большие открытия происходят с такой частотой, что порой нам трудно бывает понять, на что следует обратить особенное внимание. Генетика — это будущее, которое уже здесь. Пропустить «генетическую революцию» сейчас — все равно что не заметить важность вакцинации на рубеже XIX и XX веков.

Пример теста можно посмотреть по ссылке