Магнитное поле Земли помогло археологам подтвердить дату сожжения Иерусалима — Naked Science
Мария Кривоченко

Магнитное поле Земли помогло археологам подтвердить дату сожжения Иерусалима

2.1

В VI веке до нашей эры вавилоняне разрушили Иерусалим. Ученые нашли новые доказательства этого события: они измерили магнитное поле, зафиксированное по артефактам той эпохи.

Раскопки города Давида. / © Shai Halevi/Israel Antiquities Authority

Девятое ава (обычно приходится на конец июля — начало августа по григорианскому календарю; в этом году — 29-30 июля) — национальный день траура евреев в память о сожжении Первого и Второго Иерусалимских храмов. Исследователи из Тель-Авивского университета, Еврейского университета и израильского Управления древностей нашли способ показать, насколько масштабным было разрушение Первого храма (или Храма Соломона) Вавилоном в 586 году до нашей эры. Статья об открытии опубликована в журнале Plos One.

Во время раскопок в Национальном парке Города Давида археологи обнаружили руины некогда грандиозного здания, а внутри — участок обрушившегося с верхнего этажа пола и обломки утвари того времени. Анализ найденных осколков керамики позволил установить, что постройка была разрушена в том же году, что и Храм Соломона.

Йоав Вакнин, профессор Гадот, доктор Шалев, руководившие исследованием, на месет раскопок / ©Фотограф Shai Halevi Israel Antiquities Authority

Также ученые заметили следы сильного пожара и большое количество пепла. Чтобы выяснить, что произошло в доме, они собрали образцы напольного покрытия и отвезли их в Палеомагнитную лабораторию Института наук о Земле Еврейского университета. Там они измерили магнитное поле, закодированное во фрагменте. Йоав Вакнин, участвовавший в исследовании, рассказал, что команда преследовала две цели: измерить направление и величину магнитного поля в день разрушения Иерусалима и понять, что эти данные могут сказать об истории места.

Результаты показали, что здание горело при температуре выше 500 градусов по Цельсию: вероятно, пол верхнего этажа не выдержал таких нагрузок и провалился. Группе удалось подтвердить, что в VI веке до нашей эры Иерусалим действительно разрушали, а ущерб от действий Вавилона был крайне серьезным. «Даже без измерений магнитного поля мы могли бы предположить, что эта грандиозная постройка была сожжена в то же время, что и Первый храм, но они показали несколько важных деталей», — добавил Вакнин.

Йоав Вакнин изучил пол, который рухнул во время разрушения в 586 году до нашей эры. / ©Shai Halevi/Israel Antiquities Authority

Авторы исследования отметили, что измерение магнитных данных не является обычным для археологов делом. Они провели большую и сложную работу, чтобы проанализировать характеристики найденного материала, выяснить, как в нем кодируется информация об исторических событиях, и создать уникальный метод дешифровки данных через измерение магнитного поля. «Йоав смог расшифровать магнитный код и получить важную информацию для истории, археологии и геомагнитных исследований», — добавил Рон Шаар из Института наук о Земле при Еврейском университете.

Как проходили раскопки / ©TAUVOD

Возможность связать разрушение Иерусалима с магнитным полем Земли вплоть до сегодняшнего дня казалась нереальной, отметил Вакнин. Тем не менее разработанный метод позволил узнать больше о произошедшей и Иерусалиме трагедии. Ученые считают, что он поможет и в будущих исследованиях.