12 ноября

Крушению китайских династий поспособствовали вулканы

5.2

Ученые показали, что смена императорских династий за последние две тысячи лет происходила не без участия вулканических извержений, подкосивших экономику страны.

Крушению китайских династий поспособствовали вулканы / ©Getty images

Крупные извержения вулканов, как известно, способны создать эффект ядерной зимы — блокирования солнечного света (это приводит не только к понижению температуры на Земле, но и к ослаблению муссонов и числа осадков) от года до нескольких лет, из-за чего страдают посевы и домашние животные. Подобные явления провоцируют неурожаи и голод.

Ученые из Историко-гуманитарной школы в Ирландии, Государственного университета Сан-Франциско, университетов Ратгерса, штата Флорида (США), Бернского (Швейцария) и Чжэцзянского (Китай), а также Центра Рэйчел Карсон по окружающей среде и обществу (Германия) проанализировали последствия извержений вулканов, произошедших начиная с первого года нашей эры по 1915-й.

Для этого они изучили уровень сульфатов в ледяных кернах Гренландии и Антарктики за последние две тысячи лет. Выяснилось, что в них сохранились следы пепла 156 извержений вулканов. Помимо этого, ученые проанализировали исторические китайские документы о 68 династиях, а также сведения о венных действиях на территории Поднебесной в период между 850 и 1911 годами. Свои выводы исследователи представили в журнале Communications Earth & Environment.

«Мы выяснили, что эпизоды падения династий китайских императоров в последние две тысячи лет часто совпадали по времени с извержениями вулканов. Эта связь оказалась сложной: спровоцированные вулканами похолодания климата повышали вероятность конфликтов, а войны, в свою очередь, увеличивали шансы на то, что та или иная династия закончит свое существование», — рассказал один из авторов исследования, профессор Ратгерского университета Алан Робок.

Ученым удалось показать, что почти все падения династий китайских императоров происходили в первые десять лет после крупных вулканических извержений. И особенно часто это случалось в периоды, когда климатические аномалии, связанные с извержениями, накладывались на уже существующие военные конфликты.

Смене династий способствовала и концепция так называемого небесного мандата, потеря которого — в представлении жителей Поднебесной — сопровождалась различными погодными катаклизмами. Новоявленная власть всегда могла обвинить предшественников в «моральном разложении» и всех бедах.

12 ноября