30 июня
15 693

Роботы довели рабочих до проблем с психическим здоровьем и злоупотребления алкоголем

3.2

Авторы новой работы исследовали взаимосвязь между внедрением промышленных роботов на производствах, уровнем травматизма среди рабочих в США и Германии и их благополучием.

Робототехника
Промышленный сектор США продолжает активно инвестировать в робототехнику и автоматизацию / © Getty Images

Сотрудники различных предприятий в США, где активно внедряют и используют автономные устройства, помогающие перемещать различные предметы и выполнять производственные процессы, стали реже получать травмы благодаря роботизации. Однако теперь они больше подвержены проблемам с психикой и чаще злоупотребляют алкоголем и наркотиками. К такому выводу пришли ученые из Питтсбургского и Принстонского университетов, Свободного университета Берлина и Института североамериканских исследований Джона Ф. Кеннеди (Германия). Исследование опубликовано в журнале Labor Economics.

«Мы до сих пор мало знаем о влиянии роботов на физическое и психическое здоровье. С одной стороны, они могут брать на себя некоторые из самых напряженных, физически интенсивных и рискованных задач, снижая риск для рабочих. С другой — конкуренция с роботами усиливает давление на людей, опасающихся потерять работу или столкнуться с необходимостью пройти переподготовку», — отмечают исследователи.

Они анализировали данные о производственных травмах, полученные американскими рабочими: за счет автоматизации уровень травматизма снижался на 1,2 случая на сто сотрудников в год. В то же время в регионах, где роботы чаще работали рука об руку с человеком (в основном это пригородные районы), ученые выявили рост смертности от наркотиков и алкоголя — плюс 37,8 случая на 100 тысяч человек ежегодно. Там же наблюдались небольшой подъем числа самоубийств и обращений из-за проблем с психическим здоровьем.

Затем, изучив влияние робототехники на рабочих в Германии, исследователи пришли к удивительному выводу: в этой стране сотрудники предприятий не ощущали пагубного воздействия на психику и благополучия из-за внедрения роботов. Тем временем случаев травматизма там стало на пять процентов меньше, а физическая нагрузка на производстве снизилась на четыре процента.

«В Германии действует более строгое законодательство о защите занятости, — объясняют ученые. — В обоих случаях роботы оказали положительное влияние на физическое здоровье рабочих, снижая травматизм и связанную с работой инвалидность. Но <…> в условиях, когда сотрудники предприятий были менее защищены, конкуренция с роботами коррелировала с проблемами с психическим здоровьем».

В итоге авторы работы делают вывод: роботизация и автоматизация производств, несмотря на все преимущества, могут плохо сказаться на психике и благополучии рабочих. И государственные институты рынка труда должны взять на себя ответственность, чтобы обезопасить людей.